Главная    
Назад Оглавление Вперед
    Гостевая    
   
 
ГЛАВА ВТОРАЯ
НАЗВАНИЕ "КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ" В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 

Название "Кавказская Албания" у различных авторов передастся в различных формах. Это явилось основанием для разного рода кривотолков и предположений, что в определенной мере усложнило объективное исследование проблем, касающихся этой страны.
Как мы отметили ранее, греческие и византийские историки и географы употребляют термин "Албания". В армянских же источниках выступает форма "Агван"-Агванк ("Алуан"-Алуанк), а у мусульманских авторов - "ал-Ран" и "Арран". В некоторых источниках имена "ал-Ран" и "Алан" засвидетельствованы одновременно. И это стало причиной ряда недоразумений у некоторых исследователей, предполагавших их идентичность. В то время как различие этих имен не вызывает сомнений, и при дальнейшем изложении мы на это будем обращать внимание.
По вопросу применения топонимов "ал-Ран" и "Арран" к Кавказской Албании точки зрения А. Касрави и русского востоковеда В. В. Бартольда весьма схожи. А. Касрави пишет, что название "Арран" у римлян выступает как "Албания", а у армян - "Агван" или "Алуан"[1]. По мнению А. Касрави, "арабы исказили персидское название и стали называть эту страну "ар-Ран" и "Арран", что в персидском читается как "Аран", а в арабском - "ар-Ран"[2].
В. В. Бартольд также высказывает подобное мнение. Он, в частности пишет: "... Арран - арабское название древней Албании, часто передаваемое как "ар-Ран". Это название в армянском языке выступает в виде Алуанк"[3].
По мнению автора этих строк, возможно, "Арран" и "Албания" -разные варианты одного и того же названия. Топоним "Арран", кроме Закавказья, отмечается также и в некоторых районах Ирана. В настоящий момент в Кашане имеется местность точно с таким названием- "Аран", которое, возможно, является персидской адаптацией слова "Албания". В пользу этого говорят найденные на Кавказе надписи, в греческих версиях которых название рассматриваемой страны приводится в форме "Албания", а в парфянских - "Ардан"[*].
В окрестностях села Биукдекен, в Нухайском районе Кавказа есть наскальная надпись на древнегреческом языке, предположительно второго века н. э., в которой упоминается страна "Албания"[4]. Она отмечена также в надписи Сасанидского царя Шапура Первого (241-270 гг. н. э.) -в одном перечне после Атурпатакана, Армении и Баласагана[5].
И. Алиев, один из советских исследователей, в свой работе "Об источниках по истории Кавказской Албании в древности" относительно названия "Кавказская Албания" пишет: "Восточная часть Кавказа в парфянских источниках приводится как "Ардан", а в греческих источниках - в виде "Албания". Предполагается, что название Ардан в применении к Кавказской Албании в третьем веке до н. э. принадлежит южным соседям Албании. Это историческое и древнее название весьма близко к названию Арран, присвоенному арабскими географами стране Албании"[6].
В. В. Бартольд придерживается мнения, что "Албания" у греческих писателей превратилась в Arianiey, а название народа, населявшего эту страну и известного под термином 'Albanoi - в 'Arianoi[7]. По мнению А. Касрави, слово аран в языках народов Атурпатакана и Армении, а также населения Аррана, имело значение зимовки, которое оно сохраняет и поныне. В частности, тюркоязычное население Атурпатакана и Аррана теплые края называет аранлуг[8]. В то же время он считает маловероятной этимологическую связь между этими терминами и склонен объяснять "Арран " от "ар" или "ал", что является одним из обозначений арийской расы[9].
Й. Маркварт отмечает, что засвидетельствованное в древнегреческих и древнеармянских источниках название "Албания" ("Алуанк") идентично "Арран", употребляемым в арабских, и "Рани", используемым в грузинских источниках[10].
Название Арран упоминается также и в "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци[11].
В отдельных исторических произведениях названия "ар-Ран" и "Алан", как было отмечено выше, выступали иногда параллельно, что дало повод для споров по поводу идентичности этих имен. Не исключено, что первопричиной этой путаницы является сходство имен "Албан" и "Алан". Ряд современных исследователей придерживается мнения, что между этими названиями имеется этимологическая связь. Автор настоящей книги также некоторое время находился в заблуждении. Не излишне в этой связи привести некоторые дополнительные разъяснения, дабы устранить все недоразумения.
А Касрави считает, что Арран населяли иранские племена, при этом аборигены этой страны назывались "ал" или "ар"[12].
В. В. Бартольд отделял Арран от Алана. Он считал, что аланы-иранцы, в то время как арранцы являются народом яфетического происхождения, солидаризуясь тем самым с мнением академика Н. Я. Марра. Далее В. В. Бартольд утверждает, что этнические и расовые характеристики населения Атурпатакана и Албании совершенно различны. Река Аракс, -отмечает он, -будучи природной границей, разделяла племена и народы, принадлежащие к разным этническим и языковым общностям. По этому поводу он писал: "В прежние исторические периоды река Аракс, отделяющая теперь кавказский Азербайджан от персидского, была резкой этнографической границей, отделявшей иранскую Мидию от яфетической, по терминологии Н. А. Марра, Албании"[13].
Из сказанного В. В. Бартольдом вытекает, что народ Атурпатакана был иранским, а Кавказской Албании - яфетического происхождения[**]. Что касается аланов - то он придерживался того мнения: что "они, как и атурпатаканцы, принадлежали к числу иранских народностей"[14]. В Большой Советской Энциклопедии также отмечается, что "Аланы были ираноязычными племенами"[15]. Некоторые историки считали аланов родственными сарматским племенам, также иранцами по происхождению. Страна сарматов простиралась от Аральского озера до нынешних территорий Румынии и Венгрии на западе. Сарматы распространили свои владения до Босфорского пролива, Кавказа и Передней Азии и вели войны с Римской империей и Парфией. Велика роль сарматов в истории народностей, населяющих равнины Европы и Азии, северные районы Черного моря и вообще стран восточной Европы. На упомянутых территориях временной отрезок, включавший последние века до нашей эры и до четвертого века нашей эры, известен как эпоха сарматов[16].
Сарматы в первом веке до нашей эры вытеснили саков из северного Причерноморья. И страна эта постепенно стала называться "Сарматия"[17].
Сарматские племена включали роксоланов (roksolan), аланов, сираков (sirak), аорсов (aors) и других. Ведущими из них считались роксоланы и аланы[18]. Территория распространения аланов простиралась вплоть до Испании и Северной Африки[19].
В произведениях некоторых мусульманских историков и географов название Алан иногда приводится в виде ар-Ран и Арран, а у Абудулафа и Йакута - в форме Аллан.
Алан (или Алания) - это отличная от Аррана страна. Находилась она на территории северного Кавказа и упиралась в Дарьялское ущелье. Часть северных областей знаменитого Дербента принадлежала аланам.
В римских источниках имя Алан приведено в форме Alani. Народ Алана себя и свою страну называли "ирон", что имеет большое сходство с названием Иран[***]. Другое имя народа этой страны - "ас". Грузины их называли "ос", а русские- "яс". Теперь на русском языке народ и страну аланов называют "Осетия, осетины". Форму осет В. В. Бартольд связывает с праформой "ас". В этой связи он пишет: "Форма ас лежит в основе названия происходящих от аланов оссетов (русск. - осетины, образовавшееся из грузинской формы названия области - Овсетхи)"[20]. В другом месте академик В. В. Бартольд поэтому поводу отмечает следующее: "Со времен первых китайских путешествий на запад (во II в. до н. э.) китайцы знали по рассказам страну Яньцай, впоследствии называвшуюся также Аланья, т. е. страны аорсов или алан, кочевого народа иранского происхождения[21].
Данные о религии и обычаях обитателей этой страны весьма скудны. Предполагается, что в десятом веке н. э. христианство главенствовало в религиозной жизни аланов. Из источников 13 века также следует, что народ Алании придерживался христианского вероисповедания. Однако уже источники четырнадцатого века свидетельствуют о распространении среди них ислама. Ибн-Ваттута, живший в восьмом веке Хиджры (XIV в.), упоминает проживающих в Поволжье асов и отмечает, что они мусульмане[22].
В 1238-1239 годах н. э. аланы подверглись разрушительным нашествиям монголов и татар, и этот народ, игравший важную роль в развитии цивилизации и культуры Северного Кавказа, понес значительные потери и утратил свою былую мощь. Их потомки - нынешние осетины, живут на территории Северной Осетии, входящей и состав России и Южно-осетинской автономной области, находящейся под юрисдикцией Грузии[23]. Язык, на котором говорит народ этой страны, принадлежит к числу восточноиранских диалектов.
Приведенная справка об этническом обозначении алан и названии страны - Алан или Алания, имела цель устранить возможную путаницу между этими названиями и Арраном, которое является арабским обозначением Кавказской Албании. Народы этих двух стран весьма резко отличались друг от друга. В частности, они говорили на разных языках[24]. Как уже было отмечено, язык аланов принадлежал к числу иранских языков, а народ ар-Рана говорил на языке, относящемся к группе яфетических языков, <т. е. кавказских - Г. А. >


Нахш-и-рустам. Триумф Шапура Первого над Валерианом (ок. 260 г. н. э.)

 
 

[1]   Карванде Касрави, с. 368.
     
[2]   Сборник статей Касрави. Подготовка Йяхья Зека. Тегеран, 1949, с. 117.
     
[3]   Бартольд В. В. Сочинения, т. З., с. 334.
     
[4]   Латышев В. В. Заметки о кавказских надписях // "Изв. Импер. археол. комиссии". СПб, 1904, вып. 10, с. 103-105.
     
[5]   Sprengdling. Third Cenlury Iran (Saporand Karlir), Chicago, 1953, p. 73.
     
[6]   Вопросы истории Кавказской Албании. Ред. Играр Алиев. Баку. Изд-во АН Азерб. ССР, 1962, с. 18-19.
     
[7]   Бартольд В. В. Сочинения, т. З, с. 334.
     
[8]   Карванде Касрави, с. 368-369.
     
[9]   Ахмеде Касрави. Неизвестные правители Ирана. Второе издание. Тегеран, 1958, с. 264.
     
[10]   Вопросы истории Кавказской Албании, с. 22.
     
[11]   Мовсес Хоренаци. История Армении. Перевод с древнеармянского языка, введение и примечания Г. Саркисяна. Ереван, 1990. с. 63-64. <Новое издание текста. - Г. А. >
     
[12]   Ахмаде Касрави, Там же, с. 264.
     
[13]   Бартольд В. В. Сочинения, т. 2, часть 1, 1963, с. 775.
     
[14]   Там же, с. 866.
     
[15]   Большая Советская Энциклопедия, т. 1, Изд. 3-е. М.: Советская Энциклопедия, 1970, с. 381.
     
[16]   См.: Хазанов A. M. Очерки военного дела сарматов. М.: Наука, 1971, с. 3.
     
[17]   БСЭ, т. 22, с. 599.
     
[18]   Там же.
     
[19]   Там же.
     
[20]   Бартольд В. В. Указ. соч., с. 866.
     
[21]   Там же, с. 550.
     
[22]   Ибн-Баттута. Путевые заметки Ибн-Баттути. Пер. с арабского Мохамсд-Али Мохеда, т. 1. Тегеран: Изд-во тарджоме ва нашре кетаб. 1970, с. 402-403. 23. БСЭ, т. 23, 1976, с. 150-151.
     
[23]    
     
[24]   24 Там же, т. 2, 1970, с. 255.
     
*   На самом деле, указанные формы - греч. "Albania = парф. ’rd’n /ardan/ - засвидетельствованы в так называемых нахширустанских надписях Шапура Первого (SKZ) близ Персеполя в Иране. -ГА-
     
**   Термин "яфетический"., введенный в свое время академиком Н. Я. Марром, основателем так называемого "Нового учения о языке", обозначал большую семью языков, включающую в первую очередь кавказские языки, некоторые индоевропейские, в том числе и армянский. "Учение" Н. Я. Марра (в частности, постулированная им "яфетическая семья языков") было основано на произвольном толковании лингвистических реалий и на полном игнорировании достижений сравнительно-исторического языкознания и классической индоевропеистики. Ныне это "учение" рассматривается лишь как факт истории науки (подробно о Н. Я. Марре и его теории см.: В. М. Алпатов. История одного мифа, М., 1991). - Г. А.
     
***   В действительности ir (iron), как считает профессор В. И. Абаев (см.: Историко-этимологический словарь осетинского языка. Том 1, М., 1958, с. 545-546), скорее кавказского происхождения и с названием Иран имеет лишь случайное сходство. С последним этимологически связано древнее обозначение осетин *allan, восходящее к др. -иран-*airyana-. Г. А.
     
   
    Главная    
Назад Оглавление Вперед
    Гостевая    
   
Hosted by uCoz