Главная    
Назад Оглавление Вперед
    Гостевая    
   
 
ГЛАВА ПЕРВАЯ
НАЗВАНИЯ "АТУРПАТАКАН" И "КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ" В ДРЕВНОСТИ
 

Страна, которая 65с лишним лет назад называлась "Азербайджанской Республикой", а затем "Азербайджанской Советской Социалистической Республикой", в древности именовалась "Албания". Древние историки и географы, упоминавшие эту страну, четко отличали ее от "Азарбайджана" - "Атропатены".
Для прояснения проблемы, прежде всего, рассмотрим историю возникновения названия Азарбайджан.
Вначале на суд читателей представим точку зрения глубокочтимого ученого, покойного Ахмада Касрави-Табризи, который писал: "Это название (т. е. Азарбайджан) на протяжении двух тысячелетий являлось одним из наиболее популярных иранских топонимов и в каждую эпоху олицетворяло важные исторические события... ". В книгах, написанных на персидском языке, известны все формы этого слова: Азарбайджан. Азарбайган, Азарбадаган. Фирдоуси употребляет форму Азарабадаган:
"Целый месяц в Азарабадагане пребывали короли и вельможи".
Арабы читали это слово как "Азарбиджан". В армянских источниках приводятся "Атрпатакан", "Адрбеджан". В старых пехлевийских книгах засвидетельствована форма "Атурпатакан"...
Наиболее правильным предположением о возникновении рассматриваемого хоронима, является, пожалуй, высказывание известного греческого географа Страбона. Он пишет, что после падения государства Ахеменидов Иран перешел во владение Александра Македонского[1]. На земле Азарбайган появился полководец по имени "Атурпат", который избавил эту страну, являющуюся частью Мидии и называющуюся "Малой Мидией", от насилия греков. В его честь эту страну стали называть "Атурпатакан"[2].
Ибн Факих придерживался версии родства слова Азарбайджан с именем Азарбада-сына Бюраспа[3].
Покойный Касрави, рассматривая данный вопрос, высказал предположение, что слово "Атурпат" состоит из корня атур - "огонь" и окончания -пат, в дальнейшем превратившегося в пад или бад, имеющего значение "защитник, сторож"[4]. Это имя употреблялось в Иране вплоть до конца правления Сасанидов. Так, один из известных жрецов и толкователей Авесты, главный визирь Сасанидского царя Шапура Второго, носил имя Атурпат-и-Махраспандан. Имя этого жреца упоминается также и в новоперсидской традиции[5]. Засвидетельствованы и другие формы этого имени в поздних персидских памятниках[6]. Что касается окончания -кан в слове Атурпатакан, выступающего в новоперсидском как -ган, которое отмечено и в армянском, то оно обычно прибавлялось к названиям иранских городов и сел. Тому есть множество примеров, например, Ардакон, Хирган (Горгон), Байлакан (Байлагон), Диламган, Базорган, Арзанкан (Арзнджан, Арсенджан), Занган (Занджан), Шах-гон (Шахджан), Шадкан и др.[7]
Таким образом, страна, принявшая имя Атурпата, стала называться Атурпатакан, а в дальнейшем - Азарбадаган, Азарбайган. Арабы, из-за отсутствия звукаг в их языке, назвали эту страну Азарбайджан, которое теперь и употребляется повсеместно. Что же касается перехода интервокального -д- в -й-, то следует отметить, что это развитие свойственно юго-западным иранским диалектам, в том числе персидскому языку. Этот вопрос также рассматривался А. Касрави: "В Азарбайджане звук "д" часто произносился как "й". Это мы видим в самом названии "Азарбайджан", ранее выступавшим в виде "Атурпатакан", а также в случае слова "Маян", которое, без сомнения, берет начало от "мадан" (мидийцы - Г. А.)[8].
Как мы отметили выше, также, будучи частью "Большой Мидии", Азарбайджан назывался "Малая Мидия". По этой причине старое наименование страны продолжало использоваться и после того как к нему стало применяться новое название: в произведениях историков и географов древности встречается форма Мидия-Атропатена.
Известный русский востоковед академик Василий Владимирович Бартольд относительно названия "Азарбайджан" пишет: "Нынешний персидский Азербайджан до Александра Македонского составлял нераздельную часть Мидии и не имел особого управления. Во время битвы при Гвавгамелах[9] (331 г. д. н. э.) сатрапом[10] всей Мидии был Атропат... После Александра Атропату была оставлена, теперь уже в качестве наследственного владения, часть его бывшей провинции, так называемая "Малая Мидия", получившая по имени Атропата новое название, передаваемое греками в форме Атропатена, армянами -в форме Атрпатакан, отсюда -Азербайджан"[11]. Арриан - историк второго века н. э., касаясь вопросов военных походов Александра Македонского на Иран, отдельно упоминает Кавказскую Албанию и Азарбайджан, причем последний называет Мидией-Атропатсной[12]. Другой историк того же века Иосиф Флавий, упоминая страну Мидия-Атропатена, отмечает ее густонаселенность.[13]
Страна, простирающаяся к северу от реки Аракс и теперь называющаяся Азербайджанской ССР, имела историческое название, отличное от "Азербайджан". В древние времена, как было отмечено, эта страна называлась "Албания". Древние историки и географы приводят большое количество свидетельств об этой стране, причем она рассматривалась ими отдельно от Атропатены - Азарбайджана. Полибий, родившийся в 205 году до н. э., приводит некоторые данные о Кавказской Албании и сопредельных странах. Он - автор "Истории", состоящей из сорока томов, из которых уцелело лишь пять начальных. Из остальных томов дошли до нас лишь отдельные части. При обсуждении вопросов, касающихся восточного Кавказа, он пишет: "Между странами Атропатена и Албания проживают и другие народы, как, например, кадусии"[14]. Сказанное Полибием, таким образом, проясняет два вопроса. Во-первых, что Албания - это не есть Атурпатакан. И, во-вторых, что между этими двумя странами проживали и другие народности, т. е. они вовсе не были даже соприкасающимися странами. Характерно, что до сих пор территорию между Азарбайджаном и страной, называющейся Азербайджанская ССР, населяют талыши (потомки древних кадусиев[15]), гилянцы и другие народности. Причем, их язык и культура резко отличаются от тюркоязычного населения "Советского Азербайджана".
Историограф первого века до н. э. Диодор Сицилийский, зачастую использовавший данные Ксенофонта и путешествовавший по многим странам Азии и Европы, написал составленную из сорока книг историю, охватывающую период от древнейших времен до Цезаря. Из них уцелело первые пять томов, а также одиннадцатый и двенадцатый тома. Диодор, ссылаясь на Ктесия, упоминает и об Албании, в частности, в ее состав он включает каспийский район и "Ворота Каспия" - Дербент[16].
Среди других историков и географов древности наиболее развернутые сведения о Кавказе и проживающих там народах приведены у Страбона.
Страбон родился в 63 г. до н. э. в Малой Азии. Его книга "География", полностью сохранившаяся, состоит из семнадцати частей. В одиннадцатом разделе книги, с использованием данных Феофана Милетского, приведены очень ценные сведения о Кавказской Албании. В частности, он пишет: "Албания - страна, окруженная с севера Кавказским хребтом и рекой Кура, тянется от Каспийского моря до реки Алазань, а с юга граничит со страной Мидия-Атропатена"[17].
И вновь убеждаемся, что Кавказская Албания ничего общего с Атропатеной, или Азарбайджаном, не имеет. Название Албании и ее границы в произведении Страбона также описаны со всей четкостью и определенностью. Причем Страбон считал "Атропатену" частью Мидии, называя се Мидией-Атропатеной. И, что важнее всего, он свидетельствует, что народ, населяющий Азарбайджан - иранский, а его язык - персидский[18].
Историк второго века н. э. Дионисий, говоря об этнодемографической ситуации Прикаспия своего времени пишет: "У берегов Каспийского моря проживают саки, гунны, хазары, албанцы и др."[19]
Арриан также, рассказывая о походах Александра Македонского, Албанию и Азарбайджан упоминает отдельно, при этом называет последний, подобно Страбону, Мидией-Атропатеной.[20]


Карта Агванка (Албании) в период 387-706 гг. н. э.
Заимствована из Армянской Энциклопедии. Ереван, 1967, т. 1, с. 264.

Крупнейший географ и историк первого века н. э. Плиний Старший в своей книге "Естественная история" пишет о кавказских албанцах следующее: "Албанцы проживают в окрестностях реки Кура, и река Алазань разделяет их от иберийцев (грузин)"[21], - это утверждение весьма сходно с высказываниями Страбона.
Таким образом, вышеупомянутые источники свидетельствуют, что Азарбайджан (Атурпатакан) и Кавказская Албания - это совершенно разные страны. В следующих частях данной книги, для большей ясности. будет сделана попытка четко определить - на основе исторических материалов и документов - границы каждой из этих стран.

 
 

[1]   В персидской традиции - Искандар Магдуни. В древних источниках засвидетельствована также форма Аласкандар.
     
[2]   Сборник работ А. Касрави-Табризи. Подготовка Йяхья Зека, Тегеран, 1978, с. 313-314.
     
[3]   Ибн Факих, Абу Бакр Мухаммед бен Исхаг Хамадани, сокр. пер. относящихся к Ирану частей "Аль-Булдана". Пер. Х. Масуд. Изд-во фонда культуры Ирана, Тегеран, 1971, с. 126.
     
[4]   Карвандс Касрави, с. 315-316. <Образования с *atur- "(священный) огонь" имели довольно широкое распространение в древнеиранском ономастиконе. Ср., например: *Atr-banu ~ ''(обладающий) сиянием (божества) огня", *Atar~raman-, *Atr-ka~, *Atr-waza-, *Atr-farna- и т. д. (см. подробно: E. Benveniste. TitresetNomspropresenIranienancien. Paris, 1966, p. 83; M. Mayrhofer. OnomasticaPersepolitana. Wien, 1973, S. 157). Что касается рассматриваемого автором имени легендарного полководца Александра Македонского Атропата, - в греческом написании *Atropales, - то оно восходит к праформе *Atr-pata'- "защищенный (божеством) огня", образованной из atur- и *pata-, причастной формы на -ta от древнеиранского корня *ра- "защищать". - Г. А. >
     
[5]   Дех-Хода Али Акбар. Логат-наме, Тегеран, 1947, s. v.
     
[6]   Там же.
     
[7]   Более подробно см. Карванде Касрави, с. 316. <Ср. - перс, суффикс -кап (арм. - акап), наряду с именным, имел также патронимическое значение. - Г. А. >
     
[8]   См. Там же, с. 356.
     
[9]   Гавгамелы - название местности близ Эрбила и Мосула, где произошла третья битва между Александром Македонским и Дарием Третьим.
     
[10]   Сатрап - греческая форма древнеперсидского слова хшатрапаван, т. е. "наместник". В арабских источниках данное слово приводится также и в форме "шапраб". Сатрапы были управляющими больших областей (стран), находившихся во владении Ахеменидских царей. Дарий Великий иранские и завоеванные Ираном земли разделил на двадцать частей и каждую из них отдал во власть отдельного хшатрапавана или сатрапа.
     
[11]   Бартольд В. В. Сочинения, т. 2, ч. 1. Москва: Наука, 1963, с. 775-776.
     
[12]   Arriani. Anabasis, recognovit C. Abicht, Lips, 1886.
     
[13]   Josephi Flavii. De bel., VII, 7, 4.
     
[14]   Polibii. Historiae, rec. Fr. Hulstsch. vol. I-IV, Berol. Weidam, 1888-1892.
     
[15]   Кадусии - народность, ныне называющаяся талыши, для более детального ознакомления с которыми рекомендуем упомянутую выше книгу: Карванде Касрави, с. 283-288. <Талыши (самоназвание толыш)составляют преобладающее большинство населения Ленкоранского, Лерикского, Масаллинского и Астаринского районов нынешней Азербайджанской республики. В южном направлении область распространения талышей в Иране охватывает низменную часть побережья Каспия и доходит до Копур-чала. Общую их численность приблизительно можно определить в пределах одного миллиона. Язык талышей -толыши - вместе с татским, мазандаранским, гилянским, гурани и заза, входит в прикаспийскую группу иранских языков, к которой принадлежал также древний язык иранского населения Атурпатакана -азари (см. подробно: Г. С. Асатрян. Заметки об азари, исчезнувшем языке Азарбайджана//. К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении. Ереван, 1991, с. 484-493). Наиболее раннее упоминание названия талыш засвидетельствовано, согласно И. Маркварту (см. I. Marquart. Osteurop'aischeunci Ostasiatische Streifzuge. Leipzig, 1903, S. 278sq.), в армянском переводе '"Романа об Александре". Слово лишено достоверной этимологии. Утверждение проф. Э. Реза о том, что предками талышей являются кадусии античных авторов, нуждается в дополнительной аргументации (подробно: Г. А. Асатрян. Талыш и/1 "Азатамарт", N14, 1993). -Г. А. >
     
[16]   Diodori, Bibliotheca historica, rec. Frid Vogel, vol. I-III, Lips., Teubn, 1888-1893.
     
[17]   Strabonis, Geographica, rec. commcntario crit. inslr. G. Kramer, vol. I-III, Bcrol. 1884-1892.
     
[18]   Там же.
     
[19]   Geographi Gracci Minores. E codicibus recognovit Carolus Millerus, II, Paris, 1882.
     
[20]   Arriani, Anabasis, recognovit C. Abicht, Lips 1886.
     
[21]   C. Plinii Secundi, Naturalis historia, D. Dellcfsen reccnsuit, vol. I-II, Bcrol., 1866-1882.
     
   
    Главная    
Назад Оглавление Вперед
    Гостевая    
   
Hosted by uCoz