Назад Оглавление Вперед
 
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ПРОНИКНОВЕННИЕ ТЮРКОВ В АЗАРБАЙДЖАН
И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЮРКСКИХ ДИАЛЕКТОВ
НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ
 

Начало истории тюрков, ознаменованное их первым вступлением на историческую арену, наука датирует серединой VI века н.э. В 545 г. анналы впервые фиксируют политические события, в которых упоминаются тюркские племена(1).

В 552-554 гг. тюркам, судя по китайским источникам, в ожесточенных боях с китайцами и другими народами этого региона, удалось завладеть северным Китаем и территориями, простирающимися вплоть до границ Кореи(2). Далее они обратили свой взор на запад - в сторону прилегающих областей Арала и Сирдарьи и северо-западных территорий Ирана.

Древнейшие письменные памятники на тюркском языке - так называемые орхонские надписи - восходят к VIII в.н.э.*

Уже к концу VI века н.э. тюрки, фактически, были обладателями огромного пространства, простирающегося с северного Китая до границ Восточноримской империи (3). В течение 567-571 гг. н.э. они захватили северное побережье Каспия и стали претендовать на северные прибрежные районы Черного моря. В 558 г., нанеся поражение аварам - аборигенам северного Кавказа, тюрки оказались уже в бассейне реки Волги. В том же году авары вступили в союз - просуществовавший до 628 г. - с Ираном - с сасанидским правителем Хосровом Ануширваном. Объединение аваров с иранцами вызвало беспокойство тюрков, которые, при кагане Истеми-хане, были вынуждены пойти на мировую с Ираном.

Великий персидский поэт Фирдоуси так изобразил в стихах это событие: "Мудрый каган в те времена стал искать дружбу с шахиншахом. Посидел он разок-другой с советниками, собрал весь совет именитых людсй и мобедов. И повелел им искать пути дружбы с Ираном" (4).

Воспользовавшись перемирием, в отместку за убийство своего деда - сасанидского царя Пероза, Хосров Ануширван вступил в войну с эфтелитами. Первую победу над ними он одержал в 562 году (5), возвратив, по словам Табари "те области, которые раньше принадлежали персиянам" (6).

После этих событий тюрки подошли с севера и продвинулись до Дербентских укреплений. Однако мощная крепость и умелая оборона Дербента оказались тюркам не по зубам, и они вынуждены были отступить. Такая же участь постигла их и на пути к Горгану (7).

На всем протяжении царствования Хосрова Ануширвана не найти и следа тюрков на Кавказе и других владениях иранских шахиншахов.

К 584 году произошли внутренние распри между тюркскими племенами. А в 588 году византийцы оттеснили тюрков от Босфорского пролива. Внутриплеменная же междоусобица у тюрков продолжалась до 593 года (8).

В период царствования преемника Хосрова Ануширвана - шахиншаха Хормизда Четвертого, наступавшие с востока тюрки были разбиты иранским войском, которым командовал Бахрам Чубин (9). Вслед за этим, воспользовавшись ослаблением тюрков, китайцы, после ряда решительных военных операций в 620 г., наголову разбили сопротивление тюрков и заново овладели ситуацией в империи (10).

Вскоре, однако, восстановив свои силы, в третьем десятилетии VII века, тюрки хлынули на юго-восточные равнины Европы. В 626 году началось объединенное нашествие тюрков, хазаров и византийцев на Иран. Последние со стороны Малой Азии напали на Армению и Атурпатакан. Тюрки и хазары же атаковали с севера Кавказскую Албанию и Грузию. Тогда же византийские войска вместе с союзниками окружили город Тифлис и учинили там кровавую резню (11).

К 629-630-м годам между тюрками Восточного Каганата и Китайской империей произошли два крупных столкновения, приведших к разгрому Восточного Каганата. Таким образом, Китайская империя стала сопредельной с Западным Каганатом, что привело к ослаблению позиции тюр-ков и усилению власти местных правителей (12).

В 631-634 гг., наряду с ослаблением Сасанидов, государство Западного Каганата, из-за внутренних междоусобиц, постепенно захирело и под конец окончательно распалось. В результате, уже в 648 году три крупных тюркских племени приняли верховенство китайского императора. А тюркское племя Тоган полностью было разбито тибетскими войсками (13).

Этот период был эпохой ослабления и падения как Сасанидов, так и тюркской государственности. Хазары же во второй половине VII века, выдворив тюрков с собственной территории, заново обрели независимость (14). Таким образом, путь к нашествию арабов был открыт.

В 654 году, спустя приблизительно три года после убийства последнего сасанидского царя Яздигерда Третьего, китайский император разбил остаток тюркских войск. В 656 году ряд тюркских племен совершил набег на Хорасан. Однако он закончился неудачей, явившейся результатом сильных волнений на восточных границах Западного Каганата (15). Появившиеся в дальнейшем разного рода мелкие тюркские государственные образования несли уже бремя арабского ига.

Окончательно утратив независимость в 660 году, Западный Каганат больше не смог уже восстановиться. Завоеванные им территории также были раздроблены. К 662 году арабы, наряду с Ираном, завоевали Кабул, спустя два года и большую часть Индии (16).

То, что хрестоматийно прошло перед взором читателя, дает полное основание считать, что, несмотря на многократные столкновения с Ираном, за исключением некоторых районов Средней Азии, таких как Согдиана и Тахарстан, другие подвластные иранскому владыке территории, в том числе Кавказ, не стали объектами завоевания тюрков, идо падения Сасанидов на землю Азарбайджана (Атурпатакана) тюркская нога не ступала. Лишь на короткое время, совместно с византийцами, тюркам удалось подвергнуть разбою отдельные области Кавказской Албании, Грузии и Армении. После же нашествия арабов на указанные страны, тюрки и вовсе не осмеливались нападать на них, хотя в Средней Азии происходили мелкие стычки между ними и арабами. А в период Омеядов они были вынуждены полностью принять арабское господство.

Ряд византийских историков упоминает о существовании гуннов во Фракии и Малой Азии в IV и V вв. н.э. (17). С VI века в исторических памятниках всплывает название хазаров (18). Однако нет никаких упоминаний о наличии тюркского оседлого этнического элемента в Малой Азии, Атурпатакане и на Кавказе.

Возможно, кое-кто постарается связать гуннов Центральной Азии с тюркской этнической стихией. Как известно, в начале V в.н.э. в Центральной Азии появился своеобразный союз кочевых народов и племен, вошедший в историю под общим названием "гунны". Однако не все объединившиеся в этот союз племена были тюркскими. Л. Коэн считает, что среди этнических образований гуннского союза "существовали представители других рас, в том числе угрофинны, мадьяры (венгры) и другие" (19). В то же время эфталиты, по его же мнению, были индоевропейским народом, возможно, иранским" (20). К сожалению, релевантные памятники на тюркском языке отсутствуют, и их нельзя учесть при конструировании исторического прошлого региона. По поводу культуры тюрков Л.Коэн отмечает, что до Х-ХI вв они "не имели ни философских учений, ни более или менее заслуживающих внимания произведений искусства и литературы"(21). Согласно М.К.Зулаляну: "И сегодня их история пишется на основе китайских, персидских, армянских и византийских источников, что признает один из современных турецких историков Намик Оркун" (22).

Из источников мусульманского периода также явствует, что по прошествии лишь нескольких веков после возникновения ислама тюрки стали оседать в Малой Азии, Азарбайджане и на Кавказе, причем процесс этот происходил довольно медленно. Только после 3-го века Хиджры, при Халифе Му'тасиме, который из-за ненависти и вражды ко всему иранскому содействовал усилению влияния тюрков, они медленно, но бесповоротно стали занимать место в демографической картине стран Халифата. Наличие же в управлении страной отдельных вельмож тюркского происхождения ни в коем случае не является признаком существования в Халифате прочного тюркоязычного этнического элемента. Этот факт признает даже один из фанатичных турецких историков З.В.Тоган, который по этому поводу пишет: "Очевидно в Азарбайджане и в Анатолии служили а армии и войсками командовали некоторые эмиры-тюрки. Однако наши сведения об оседлом тюркском населении на этих территориях весьма скудны" (23). И, продолжая эту мысль, далее добавляет: "И только лишь во времена тюрков-сельджуков на этой земле осели тюрки" (24).

Армянский историк М.К.Зулалян полагает, что начало переселения тюрков на Кавказ относится к XI в.н.э. "Серьезного разговора, - пишет он, - о начале тюркизации восточных областей Закавказья ранее XI века быть не может" (25).

Говоря о тюрках в целом, об их этническом облике, следует иметь в виду то важное обстоятельство, что тюрки - не однородная этническая масса, имеющая единую характеристику, а появившийся в ходе истории на различных местных субстратах конгломерат народов и племен, объединенных лишь лингвистическим признаком - общностью языка. Многие составные части этого конгломерата лишь условно могут быть названы тюрками. На это обращал внимание в свое время персидский средневековый автор Рашид ад-дин (27). Из этого конгломерата те, которые в дальнейшем проникли в Иран, Малую Азию и Кавказ и осели на этих территориях, принадлежали к племенной конфедерации гузов или огузов. Огузские племена жили на территориях, граничащих с запада с владениями Арабского Халифата, а с юга их страна ограничивалась Чимкентом. Арабский путешественник конца 3-го и начала 4-го вв. Хиджры (X-XI вв.н.э.) Ибн-Фадлан по пути из Хорезма в страну балкар в области Уст-юрт встречает огузов (28). Огузы населяли прибрежные районы Сирдарьи и территорию, простирающуюся до Каспийского моря. В огузскую конфедерацию входили различные племена, в том числе уйгуры, кипчаки, халаджи, бегделы, байандур, салур и т.д., которые в свою очередь делились на более мелкие единицы (29). Отдельные остатки этих племен до сих пор сохранились в нашей стране.

В Х в. огузы, без ощутимого сопротивления со стороны саманидских эмиров стали распространяться по обе стороны Сирдарьи. В то время в регионе, находящемся под владением Саманидов, жили тюрки, принявшие ислам. Однако у огузов, думается, до Х века мусульманство еще не имело распространения. Первое ознакомление огузов с новой религией относится именно к X веку. Ибн-Фадлан считал тюрков идолопоклонниками, приводя при этом интересные сведения об их религиозном мировоззрении и обрядах (30). Вовлекаясь в орбиту социально-политической жизни саманидского государства и входя в общее экономическое пространство этой страны и мусульманского мира в целом, огузы стали постепенно принимать ислам. Однако до Х века они оставались язычниками. Наиболее интересные сведения о домусульманской религии огузов, приведенные Ибн-Фадланом, относятся, пожалуй, к их погребальному обряду, который, судя по описанию, в Х веке сохранил примечательные характеристики тюркского погребального ритуала, отмеченного в 7-ом веке н.э. в северной Монголии. Вот как выглядит, например, одна из деталей погребального обычая огузов, по Ибн-Фадлану: "В случае, если покойник при жизни убил кого-то и был смелым человеком, то по числу его жертв вырезали из дерева человеческие фигурки и клали вместе с ним в могилу, приговаривая при этом: это - его рабы и будут служить ему в раю" (31). Тюрки не приближались к больным людям. Для богатых больных они устраивали специальные шатры и места, куда их переносили и оставляли до полного выздоровления или смерти. Больных рабов и бедняков отпускали в пустыню" (32).

В конце эпохи Саманидов влияние тюрков в стране, особенно при дворе, было огромным; власть в государстве, фактически, находилась в их руках. Они проникли уже на территорию Западного Ирана - в Хорасан. Первая волна просочившихся сюда тюрков-огузов, которая осела в Сарахсе, Абивардс и Фарабс (Фарьяб), состояла, судя по сообщению источников, из 50 000 человек. Она же впервые проникла в Азарбайд-жан. Блаженной памяти А.Касрави-Табризиобэтой роковой волне тюркской экспансии в Азарбайджан пишет в частности, следующее: "(Это переселение) случилось не раньше 1033 г., и число тюрков или огузов не превышало 16 000 человек. Правителем Азарбайджана в то время был Вахсудан, сын Махмуда Равадида; и поскольку он состоял во враждебных отношениях с соседями, в частности, с Шаддадидами Аррана, то обрадовался приходу тюрков, которые были людьми воинственными, и поселил их в Азарбайджане. Но они не стали спокойно жить и стали совершать набеги на Армению и другие районы и чинить погромы и грабежи" (33).

Гардизи и Бейхаки огузов называют также и туркменами. До этого, насколько нам известно, подобное обозначение огузов в литературе не отмечается. Без сомнения, туркмен - позднее наименование, не имеющее долгой исторической традиции. Вторая волна миграции тюрков в Азарбайджан имела место примерно в пределах 1050 г. во времена правления Султан Махмуда Газнави, к которому перешло наследие Саманидов в Иране, и при правителе Азарбайджана Вахсудане. Эту группу Вахсудан также принял. Однако они, согласно своей природе, как и их сородичи из первой волны, приступили к грабежу и погромам населения Азарбайджана и Армении и в тот же год прибытия совершили разбойничьи набеги на Марату, учинили страшную резню среди курдов и сожгли соборную печать города (34).

В эти же годы другая группировка огузов заняла город Рей, но вскоре его покинув и на год задержавшись в Азарбайджане, направилась в сторону Армении и Малой Азии. Это была третья волна нашествия тюрков в Азарбайджан. Знаменитый поэт Азарбайджана Катран Табризи свидетельствует о коварстве тюрков и об учиненных ими диких разбоях, грабежах и убийствах в Занджане, Горгане, Амолс, Сари и Сарабе. Он рисует печальную картину страны после набега огузов, когда в течение часа крепость, возвышавшаяся до небес, была сравнена с землей, как будто она и не существовала вовсе. Вот несколько бейтов из касыда Катрана: "Устремились тюрки на разбой, Все кровожадные и жестокие. Боже, ты рассеял по свету целый народ, Будто в Занджане, в Горгане, в Амоле, иль в Сари. Из их тел, ты, сделал холмы в равнине Сараба, А с холмов, сотворенных из человеческих тел, Потекли реки крови. Вытянувшуюся до небес процветающую крепость Ты в одночасье сравнял с землей".

Через несколько лет, примерно в 1056 г., огузы в четвертый раз вторглись в Азарбайджан, и не только там, но и в Армении, Малой Азии и вплоть до Мосула совершили множество злодеяний (36).

Большинство ученых солидарно в том, что проникновение тюрков в Атурпатакан-Азарбайджан и Закавказье не могло произойти раньше 11-го века. Такого мнения, как уже было сказано, придерживается также М.К.Зулалян, который о причинах экспансии тюрков высказывает следующие сображения. "Тюркские кочевые племена, носившие имя огузов, - отмечает армянский автор, - с древних времен занимали обширные районы в низовьях р.Сирдарьи и между Аральским и Каспийским морями. Во второй половине X века среди огузов и других тюркских кочевников Средней Азии стали складываться государственные объединения. Среди них наибольшее значение имело Сельджукское объединение огузов, названное так по имени полулегендарного вождя сельджуков - Сельджука из огузского племени Кынык. Во второй половине X века огузы приняли ислам. В результате складывания феодальных отношений кочевые аристократы, обладатели огромных стад, испытывали недостаток в пастбищах. Из-за этого они стремились захватить соседние страны и особенно пастбищные районы" (37).

Приблизительно такого же мнения и А.Касрави. "И поскольку Азарбайджан был страной, богатой пастбищами и весьма благодатной для скотоводства, - писал покойный ученый, - то тюркские племена облюбовали этот край, и их число стало изо дня в день увеличиваться" (38).

Тюркское освоение Азарбайджана, судя по всему, происходило постепенно, по мере растворения местного населения в составе пришлого этнического элемента. Тюрки, видимо, первоначально устраивались в сельских местностях ближе к водоемам и просторным пастбищам. Так как здесь плотность местного населения была небольшой и, к тому же, оно не обладало достаточно высокой культурой для сохранения своего национального бытия, говорило в большинстве случаев лишь на местных наречиях, то в сравнении с городскими центрами, сельские ареалы быстрее подвергались тюркизации. Исключение составляли только труднодоступные горные районы, которые дольше всех сохраняли национальную самобытность.

В XII веке Азарбайджан вместе с частью Закавказья находился под владычеством атабеков - отпрысков кипчакских племен, также являющихся тюрками. Тринадцатый век застал Азарбайджан под монгольским игом, которые к 1249 г. успели захватить его полностью.

Вслед за монголами Азарбайджаном определенное время правили татары и племена Ак-коюнлу и Кара-коюнлу, которые принадлежали к огузским туркменам.

Господство тюрков в течение нескольких столетий в Азарбайджане и их все новые миграции наложили несомненный отпечаток на лингвистическую картину этой иранской провинции. Тюркский язык стал постепенно завоевывать города и веси этого края вплоть до его отдаленных уголков.

Однако, в других частях Ирана ситуация была иной. Малочисленность завоевателей и доминация местного этнокультурного слоя в этих областях способствовали сохранению иранских языков и диалектов. Тюркское влияние было ничтожным в городах даже в том случае, когда в сельских окружениях некоторых из них доминировал тюркский язык. Например, в сельских окрестностях Саве, Кума, Караджа преобладало персидско-тюркское двуязычие, в то время как в самих этих центрах тюркского и в помине не было. Пожалуй, лишь в городе Казвин тюркский использовался наравне с персидским.

Ситуация в Азарбайджане, находящемся на перекрестке тюркских передвижений и постоянно подвергавшемся миграционным процессам все новых волн тюркской этнической стихии, в отличие от остальных регионов страны, была весьма неблагоприятной для сохранения исконноо иранского наречия его обитателей. В результате, уже к моменту прихода к власти Сефевидов - к началу 16-го века, как отмечает А. Касрави, "тюркский язык в Азарбайджане успел уже утвердиться повсеместно" (39).

При Сефевидах появились новые предпосылки для упрочения позиции тюркской речи в Азарбайджане. В услужении Шах-Исмаила находились племена исключительно тюркские - остаджлу, шамлу, так-лу, варсак, румелу, афшар и каджар - держащие в своих руках бразды управления. Такую же картину мы наблюдаем и при Надир-шахе – тюрке из племени афшар. По утверждению А.Касрави, при Сефевидах языком двора - в Табризе, Казвине или в Исфахане - был тюркский. Государственная титулатура и ономастикой госслужащих также в значительной степени были тюркскими (40).

Кроме того, и османцы многократно нападали на Азарбайджан и продвигались вплоть до Табриза. Когда афганцы в конце правления Сефевидов заняли Исфахан, османские турки захватили Азарбайджан и западные районы Ирана и на определенное время утвердились там. Все это, по словам того же А.Касрави, "губительно отразилось на судьбе азари - исконно иранского языка азарбайджанцев (41).

В подобном же состоянии находились и закавказские районы Арран и Ширван (Кавказская Албания), тем более, что население этих областей, лишившись после вхождения в состав России опеки и поддержки Ирана, обратило свой взор к османским туркам, что стало еще одной причиной силения тюрского языка в Закавказье. Свидетельством протурецких настроений народа Аррана и Ширвана явился оказанный им во время Первой мировой войны горячий прием турецким оккупационным войскам.

При рассмотрении проблем тюркизации населения Азарбайджана, Малой Азии и Закавказья следует иметь в виду одно важное обстоятельно. Уровень развития цивилизации и культуры завоевателей-тюрков, являвшихся кочевыми скотоводами, во много раз уступал уровню культуы исконной популяции этих регионов, создавшей высокоразвитую цивилизацию. Тюркам, конечно же, удалось, в силу определенных социально-политических обстоятельств, навязать свой язык местным народам, но освоить их и в культурном отношении, разумеется, они не могли. Наоборот, тюрки сами подверглись сильному влиянию местных народов.

Таким образом, единственное, что удалось тюркам - это изменить лингвистическую картину завоеванных ими территорий, в том числе Азарбайджана. При этом в этническом плане эти территории не претерпели существенных изменений. Население, ведь, осталось на месте. В связи с этим следует иметь в виду, что этнические изменения нельзя считать осуществленными, учитывая лишь имевшие место на данной территории языковые трансформации. Язык является главным, но не единственным параметром. Существуют и другие, не менее важные критерии изменения этнического состава конкретной местности: материальная и духовная культура, национальное мировоззрение, антропологический тип, нравы и обычаи, народные верования, исторические предания и традиции и т.д. Все это в Азарбайджане и в других частях Ирана сохранилось без ощутимых изменений. Сугубо "тюркского следа" здесь и в помине нет. Интересно, что языковая тюркизация Азарбайджана и некоторых других областей Ирана не сопровождалась широкой ассимиляцией пришлых тюрков среди местного населения; последние, будучи кочевниками, резко отличались по укладу жизни и по хозяйственно-экономическим наклонностям от индигенной этнической общности, стремились, дабы сохранить свой основной образ бытия, к замкнутости и изоляции. Сохранившиеся доселе там и сям в Азарбайджане и в Иране вообще различные тюркские илы (аширеты) и роды -лучшее этому доказательство. Необходимо добавить также, что несмотря на распространение тюркского языка, завоеватели не были в состоянии обеспечить условия и предпосылки для создания монолитного тюркского единства. Невзирая на то, что господство тюркских диалектов было прочно установлено в Малой Азии, Азарбайджане и на Кавказе, этого, тем не менее, оказалось недостаточно для формирования унитарной тюркской массы в этих регионах. Причины этого кроются, я думаю, в чрезвычайно богатой и разнообразной культуре населения рассматриваемых территорий, не позволившей тюркскому этническому началу взять верх над нею и растворить ее в себе. Тюркский язык, словно дым, окутал тысячелетние цивилизации с мощным внутренним потенциалом, не будучи столь могучим, чтобы полностью затмить их.

Единый тюркский народ в Передней Азии так и не состоялся, однако, существуют силы, как в Турции, так и в Закавказье, которые, воспользовавшись сходством языков, попытались создать условия для объединения тюркоязычных народов региона, прибегая в ряде случаев к провокационным действиям, агитации и даже к подстрекательству к вооруженному противостоянию. Однако этнические и культурные различия сыграли роль естественной преграды на пути поборников все-тюркского единства. Тем не менее и теперь в определенных кругах не утихают взлелеянные десятилетиями заветные мечты о таком объединении, используются опять-таки языковой фактор и фальшивая фразеология об общетюркском культурно-историческом наследии.

 

 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
1 Cordier H. Histoir general de Chine, vol. 1, Paris, J 920, p. 356.
2
Бичурин (Иакинф) Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т.2, М.-Л., 1952, с. 75.  
3 Бартольд В.В. Сочинения, т. 5, М.: Наука, 1968, с. 20.
4 Фирдоуси. Шахнаме. Критический текст Р.Алиева. Под ред. А.Азара, т.8, М.: Наука, 1970, с. 156.
5 Менандр. Византийские историки. Перевод С.Дестуниса, СПб, 1860, с. 377.
6 Табари, т.2, Тегеран, 1974, с. 648.
7 Там же.
8 Гумилев Л.Н. Древние тюрки, с. 145.
9 Табари, с. 726-727.
10 Гумилев Л.Н. Указ.соч., с. 145.
11 Моисей Каганкатваци. История агван, с. 107.
12 Бичурин (Иакинф) Н.Я. Указ.соч., т.1, 1950, с. 255.
13 Там же, с. 264.
14 Гумилев Л.Н. Указ.соч., с. 238.
15 Там же, с. 241.
   
17 Moravcsik G. Byzantinoturica, Berlin, 1958, S.36.
18 Там же, с. 44, 105, 122, 355.
19 Cahun L. Introduction a I'histoirde I'Asie, p.87
20 Там же, с. 155.
21 Там же, с. 6.
22 Зулалян М.К. Указ.соч., с. 51-52.
23 Togan Zeki Velidi. Umiimi Turk tannine giris, C.l, Ankara, s. 168.
24 Там же, с 186-187.
25 Зулалян М.К. Указ.соч., с. 51.
26
См.:Рашид ад-дин Фазл-улла. Джами'-уттавварих, т. 1, подготовка текста Бахман Карими, Тегеран, 1960, с 35
27 Рашид ад-дин, с. 29-45.
28 Ибн-Фадлан, с. 69-80.
29 Там же, с. 24-75.
30 Там же, с. 74.
31 Карванде Касрави, с. 328.
32 А.Касрави. Неизвестные правители, с. 191-192.
33 Там же, с. 196-197.
34 Там же, с. 199.
35 Зулалян М.К. Указ.соч., с. 102.
36 Там же, с. 199.
37 Зулалян М.К. Указ.соч., с. 102.
38 Карванде Касрави, с. 102.
39 Там же, с. 333.
40 Там же, с. 334.
41 Там же, с. 335.
   
*
Письменность у тюрков, как считает известный русский тюрколог Сергей Григорьевич Кляшторный, возникла под влиянием иранской (согдийской) письменности. "Я полагаю возможным, - говорит он, - вернуться к высказанной мною еще в 1964 г. гипотезе о весьма раннем, не позднее IV-V вв., приспособлении согдийского алфавита к тюркскому языку в оазисах Восточного Туркестана. Результатом процесса и стал вариант рунического письма, зафиксированный в Центральной Азии и в Восточной Европе. Этот тип тюркской руники, весьма неразвитый и примитивный, лишенный строгой нормативности и неполучивший государственной протекции в первом Тюркском каганате, тем не менее, был некоторое время употребите-пен среди тюркоязычного населения западной части Центральной Азии. Именно оттуда вместе с племенами теле (т.е. праболгарскими племенами), мигрировавшими в Восточную Европу после крушения гуннской империи Ammилы или за несколько десятилетий до того, это шсьмо проникло в Повольжье и Подонье, а затем и в долину Дуная и сосуществовало там на вторых ролях некоторое время. Между тем в Центральной Азии не позднее VII в. старое руническое письмо было коренным образом реформировано под определяющим влиянием согдийского алфавита, после чего стало там нормативным государственным письмом не только второго Тюркского каганата, но также и его преемников в Монголии, на Енисее и в Восточном Туркестане" (С.Кляшторный. Древyетюркская культура в свете древнейших тюркских текстов II Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии: Информационный бюллетень, вып. 13, М., 1987, с. 103-104). - Г.А.
Назад Оглавление Вперед
Hosted by uCoz