Назад Оглавление Вперед
 
ГЛАВА ПЯТАЯ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЯЗЫК НАРОДА КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ
 

Переименование Кавказской Албании, называвшейся позднее Арраном и Ширваном, в Азербайджан повлекло за собой целый ряд искажений и натяжек при рассмотрении истории этой части Закавказья. Появилась необходимость в "научном" обосновании этой исторической фальши, имеющей сугубо политические мотивы, в конструировании единой этногенетической истории народов Кавказской Албании и Атурпатакана-Азарбайджана. В данном и в последующем разделах автор попытается, насколько это возможно, осветить проблемы этнической истории населения Кавказской Албании и Атурпатакана.

К настоящему времени наука располагает небольшим корпусом информации по исторической этнодемографии Кавказской Албании. По имеющимся сведениям, в Албании проживало множество племен. Гекатей Милетский, историк VI и начала V веков до н.э., обращаясь к вопросу племенного состава Албании, упоминает племя мюков, проживающее на побережье реки Аракс (1).

У Геродота, название этого племени приводится в форме мюхои - "Muchoi" (2). Ряд исследователей возводит к этому этнониму персидское слово мог - "зороастрийский священнослужитель, маг". Создается впечатление, что мюки проживали в районах Прикаспия и, возможно, были частью каспиев(3), которых также Упоминает Геродот (4).

Каспии в VI и V веках до нашей эры входили в состав ахеменидского государства (5). Однако позднее - после падения Ахеменидов, они составили часть населения Малой Мидии, или Мидии-Атропатены. В первом веке до н.э. страна каспиев входила в число краев, объединяющих разные народы и племена, наиболее крупным из которых были албанцы (6).

Согласно имеющимся данным, каспии проживали на территории ия рек Аракс и Кура (7). Некоторые исследователи считают каспиев одной из народностей древности, которая входила в состав каситско-эламского племенного союза, включавшего   каситов,   лулубеев, эламитян и кутиев (8). Говоря о племенах, населяющих восточную часть Кавказа, Геродот упоминает мюков, каспиев и племена ути - "Uti" (9).  Казалось, эти три народа составляли основное ядро населения древней Албании. Советский историк З.И.Ямпольский отождествляет последих, с термином удин - этнонимом одного из народов, населяющих ныне Азербайджанскую Республику. Тот же автор полагает, что этноним ути и куты - идентичны. С ним в свое время солидаризовался и И.М.Дьяконов (10).

Однако сам И.М.Дьяконов, основываясь на шумерских и аккадских источниках, кутиев и их соседей - лулубеев считает населением мидийских гор (11). А касаясь этого вопроса в другом контексте, вовсе отрицает мнение З.И. Ямпольского, показывая , что термин "кути' обладал определенным смыслом лишь в третьем и втором тысячелетИИ до н.э. и относился к этнической группе, которая, по всей вероятности, проживала в 1 тысячелетии до н.э. на территории нынешнего Азарбайджана (т.е. Атурпатакана) и Курдистана (12).Термином "кути" обозначались, как отмечает он, все урарты, народы Мана и Мидии (13).

Таким образом, к настоящему времени нет никаких данных о принадлежности к кутиям утийев, или удинов, проживающих в Закавказье. При рассмотрении вопросов этнической истории Албании следует имея в виду, что через Кавказ, в том числе через Албанию, с давних пор пролегали пути различных кочующих народов и народностей, для которые он служил своеобразным перевалочным пунктом. Это обстоятельство, разумеется, не могло не оставить следов на этнической картине региона. На пороге первого века до н.э. каспии уже никем не упоминаются (14). Предполагается, что они были ассимилированы албанцами. Албанцы впервые в исторической литературе упоминаются в связи с событиям середины IV века до н.э. - конца эпохи ахеменидской державы. Арриан пишет, что в войсках Дария Третьего (330-336 гг. до н.э) - последнее ахеменидского царя - действовали и албанские воинские отряды (15).  По данным древних авторов, во времена Ахеменидов Мидия, Албания, Сакасна (Сакасен) и Кадусия подчинялись единому Сатрапу. В дальнейшем все они перешли в подчинение Сатрапа Малой Мидии, или Миддии-Атропатены, Атурпата (Атропата) (16).

С этого времени албанцы стали играть заметную роль в истории народов восточного Закавказья.  Им удалось объединить множестых племен, ставших в дальнейшем основой для возникновения государства Кавказской Албании. Албанцы, как указывает греко-римская историческая традиция, населяли территорию к северу от р.Кура, охватывавшую и равнину к востоку от впадения Алазани в Куру (17). Они жили также в некоторых районах Камбисены (18), в бассейне рек Алазани и Иори и, наконец, на горных склонах Малого Кавказа (19). С востока страна албанцев   простиралась  до   Каспийского   моря,   с  севера ограничивалась Кавказским хребтом, с юга граничила с Малой Мидией, а с юго-запада - с Арменией20.

Из числа древних историков Аммиан Марцеллени также отмечает существование албанцев на этой территории (21). Кроме албанцев, как сообщают Страбон и Птоломей, на этой территории жили также другие племена, в частности - леги - в ареале, охватывающем приблизительно территорию нынешнего южного Дагестана (22), гелы, занимающшие преимущественно нынешний южный Дагестан и район реки Кудиал-чая,-впадающей в Каспийское море (23). К числу этнических групп, составлявших Кавказскую Албанию, относились и сильвы, которые заселяли северо-западную часть страны (24).

Кроме перечисленных племен, на территории Кавказской Албании обитали также сакасены - в районе нынешнего города Гянджа. Они упоминаются как у Геродота, так и у Страбона (25). Территория, занимаемая сакасенами, в армянских источниках носит название Шакашен и локализуется между областью Арцах и Курой в составе области Ути (26). Следует также отметить наличие племен гаргаров, сведения о которых имеются у Страбона и более поздних авторов (27).

В армянских источниках гаргары, утийцы и ряд других племен связывались с мифическим племенем аранов. Армянский историк и географ сасанидского периода Мовсес Хоренаци считал, что Аран - имя "мужа именитого, первого во всех делах мудрости и разума" из рода Сисакянов. Он же пишет, что "племя утийцев и княжества гардманцев, цавдейцев и гаргарцев происходят от его отпрысков" (28).

Возможно, что имя Ар(р)ан, упомянутое в работах иранских и арабских историков и путешественников времен Аббасидских халифов, восходит к приведенной Хоренаци форме, поскольку Кавказская Албания в армянской историографии упоминается как Алуан(к), созвучно названию "Албания"**. По мнению А.Касрави, как было указано в начале нашей работы Ар(р)ан (в слове аранлуг) в устах тюркоязычного населения Азарбдайжана и Закавказья имеет значение "теплый край"(29).

Подобно тому, как в Исфахане и Хорасане имеются местности с названием Ширван, в окрестностях Кашана есть местность, называемая Аран. Связано ли наличие этих названий с миграцией части населения Аррана и Ширвана-до сих пор не выяснено. Надеемся, что когда-нибудь историки, языковеды, географы и этнографы прольют свет на эту проблему. Мовсес Хоренаци считал, что основой для возникновения литературного албанского языка в V веке н.э. служил язык гаргарцев – одного из албанских племен. Он пишет: " (Месроп) создал письмена для гортанного, нелепого, варварского, грубейшего языка гаргарцев" (30). Это племя жило, вероятнее всего, на равнинах южнее реки Кура в районе ее притока Гаргар, известного в настоящее время как Каркар-чай.

К.Алиев предполагает, что "племена миков (или ьюков - Э.Р.) и каспиев... в дальнейшем, по-видимому, смешались с другими этническими группами албанов и других племен" (31).

Судя поданным письменных источников, северная граница Кавказской Албании никогда не заходила за пределы Дербента; на западе она проходила по бассейну рек Алазани и Иори. Восточной граница Кавказской Албании служило западное побережье Каспийского мор» На юге Албания граничила с Арменией и Малой Мидией. Всей отчетливо отражено у Страбона (32) , Плиния (33), Птолемея (34), а также у более поздних авторов. Следует, однако, отметить, что только у Страбона указано, что Каспиана являлась частью Албании (35).

По мнению В.В.Бартольда, каспии не принадлежали к числу индоевропейских народов. "Народ каспиев, - говорит он, - принадлежит числу яфетических. Что касается объяснения, то я думаю, что слово касп есть образование множественного числа от кас, как иногда называл Кавказ" (36).

Перейдем к этногенстическим проблемам Кавказской Албании. В.В.Бартольд считал, что племена Кавказской Албании, Грузии и кавказские горцы имеют единые этнические корни. По этому поводу он писал: "... албанцы, которые жили у Каспийского моря, - народ того происхождения, что и грузины, и кавказские горцы, которые все входят в число народностей, известных под названием яфетических" (37). Кавказские албанцы в течение столетий подвергались многочисленым нашествиям разного рода племен и народов. Казалось, их страна была удобным перевалом для многочисленного кочевого люда. Возможно именно это обстоятельство служило причиной заселения на этой земле племен, отличающихся от албанцев своим языком и культурой. Создается впечатление, что продвижение войск на Грузию и Иран было гораздо удобнее через территорию этой страны.

В первом веке до Рождества Христова римляне начали ожесточенную борьбу со вновь созданным армянским государством и им удалось под конец завоевать эту страну. После этого римские войска под командованием Помпея продвинулись в Албанию, с которой заключили договор и, воспользовавшись этим, напали на восточные части Грузии (Иберии). Но вскоре восстали албанцы. Помпеи был вынужден вернуться с берегов Черного моря и усмирить восстание.

Наши данные о народе Албании весьма скудны и не полны. "С одной стороны, - пишет В.В.Бартольд, - этот народ рисуется диким народом, у которого нет счета дальше ста и который главным образом занимается охотой. Характерно то, что упоминается о том, что этот народ одет в звериные шкуры, в то время как, по другим сведениям, упоминается о тяжелом вооружении, которое имеется у этого народа" (38). Далее тот же автор продолжает: "Затем говорится о том, что албанцы живут в плодороднейшей области, где условия орошения лучше, чем в Египте и Вавилонии, но не умеют извлекать из земледелия всех плодов" (39).

Не исключено, что наличие подобных противоречивых воззрений на албанцев связано с частыми нашествиями диких племен, которые, овладевая их страной, препятствовали в определенное время перманентному Роцессу их экономического развития. В первом столетии нашей эры началась борьба за Албанию между парфянами и Римской империей. Однако ни одной из сторон не удалось овладеть ею полностью. Кстати, история свидетельствует также и о множенных нашествиях северных кочевых племен приблизительно в то же время- в I веке н.э. (40)

В период Сасанидов, в 461 году н.э., Албания стала отдельной повинцией Сасанидского государства, руководимой марзпаном (сатрапом, несмотря на это, она не переставала подвергаться нападениям римлян, северных кочевников, аланов, а позднее и хазаров. Как отмечают источники, сасаниды в итоге были вынуждены при Яздгирде Втором для борьбы против гуннов и других кочевых племен севера приступить к сооружению Дербентской стены, известной в армянской исторической традиции под названием "Чора" ("Чорай паак") (41). Этот город был одним из главных центров Кавказской Албании.

Интересы Ирана, с другой стороны, диктовали необходимость включения Кавказской Албании в состав страны. Сасанидский царь Пероз, занятый на северо-востоке и западе Ирана военными действиями с римлянами, счел необходимым для безопасности границ страны присоединить Кавказскую Албанию к Ирану.

Во времена Хосрова Ануширвана строительство Дербентской стены завершилось. Однако, спустя немного времени, при Хосрове Втором Парвезе тюрки и хазары напали на Албанию и устроили большую резню и разрушения, которые в армянских источниках подробно описаны, Мовсес Каланкатуаци, историк X века н.э., автор "Истории страны Алуанк", нападение тюрков на Дербент описывает следующим образом: "Когда страшная весть (о вторжении) пришла в Алуанк, присланный Хосровом правитель и князь Алуанка Гайшак (42)  захотел укрыть народ страны в великой столице - в крепости Партав. По его приказанию, множество жителей окрестных гаваров укрепилось в городе. Он думал с помощью вельмож страны и жителей города оказать сопротивление хазирам (хазарам - Э.Р.). Но он с тревогой следил и видел, что произошло с большим (укрепленным) городом Чора, с воинами, сторожившими его, с мощными стенами, построенными за большие деньги персидскими царями, которые, изнурив свою страну (податями), с помощью строителей построили из различных материалов великолепное сооружение и закрыли проход между Кавказским хребтом и великим Восточным морем (43). И вот, при приближении вселенской ярости, которая еще предстояла  всем нам,  волны моря взбушевавшегося, катясь одна за другой обрушились прежде всего на него и разрушили его до основания. Им когда (сторожившие город воины) увидели страшное множество людей безобразных и широкоскулых, без ресниц, которые с длинными, распущенными, как у женщин, волосами, мчались верхом на конях, страх великий объял их, тем более, когда увидели они, какие те искусные стрелки, как из тугих луков они обрушивали на их головы настоя стрел, как, подобно кровожадным волкам, свирепо набрасывались на них безжалостно истребляя всех на улицах и в переулках города. Они не различали ни красивых и цветущих юных девиц и отроков, ни больных, ни немощных. Не щадили они ни калек, ни старцев. И не трогало сколько их сердца усердие прильнувших к грудям убитых матерей младенцев, которые вместо молока сосали кровь (из ран) грудей. Напротив, как пламя, охватившее тростниковые заросли, они врывались в одну дверь и вылетали в другую, оставляя хищным зверям земным и птицам небесным довершить там злодеяние" (44).

В начале VII века н.э. к власти в Албании пришли местные правители из иранской династии Михракан (45). Родоначальник этой династи Михр, как отмечает В.В.Бартольд, принимал участие в беспорядках, происходивших в Иране около 590 г., и хотел уйти к хазерам, но его уговорили остаться в Албании (46). Он и стал князем этой области."Замечательно, - продолжает В.В.Бартольд, - что албанский князь из этой сасанидской династии принял христианство, несмотря насвое сасанидскос происхождение"(47).

По мнению ряда историков, распространение христианства в Кавказской Албании датируется 4-ым веком н.э. , но В.В.Бартольд датирует это событие началом V века н.э. По этому поводу он пишет: "Что касается христианства, то распространение его здесь (т.е. в Албании - Э.Р.) относится ко времени Йездигерда I, - это 390-420 гг., и ко времени императора Феодосия, который правил с 408 до 450 г."(49) .

Местные правители Албании, как указывает академик В.В.Бартольд, назывались араншахами. Арабский автор Йакуби албанского патриарха также называет араншахом (50). Последнее утверждение связано, видимо, с тем, что Дербент (Чора) был главным центром христианства и патриаршей резиденцией Кавказской Албании. В дальнейшем, однако, резиденция патриарха из Дербента переместилась в Партав (Барда).

В VI веке н.э. произошло нашествие арабов на Армению и Кавказскую Албанию. Армянский историк епископ Себеос назвал это страшным и зловещим событием. Он писал: "Дети Исмаила (т.е. арабы -Э.Р.), окружив город Карин, захватили его и разграбили имущество горожан, и много золота и серебра. Они разорили армян и агванцев и разрушили церкви" (51). И в этот период южная граница Албании, согласно Каганкатуаци, проходила по реке Аракс. (Кстати, еще до нашествия арабов на Албанию напали гунны, и ее правитель Джаваншир (638-670 гг.н.э.), из рода Михракан, был вынужден пойти на унизительный договор с ними.)

Джаваншир вынужденно стал данником арабов, посетив два раза Моаавия в Сирии. Его брат Вараз-Тирдад также платил дань Омеядам период правления которых Кавказ был превращен в отдельную административную единицу. Она включала Армению и Албанию, которую арабы называли Арран. Во главе нее стоял представитель халифа (52). Во времена халифов этнический состав Кавказской Албании был чрезвыйчайно пестрым. Здесь жили албанцы, армяне, арабы, евреи, таты и представители других народов и народностей. И это состояние сохранялось вплоть до прихода тюрков.

Историк первого века н.э. Страбон, касаясь языковой ситуации в Кавказской Албании, писал: "Племена, населяющие Кавказскую Албанию говорят на двадцати шести языках"(53). Возможно, обилие языков к диалектов было главным препятствием на пути формирования литературного албанского языка и албанской письменности в целом. Между тем, еще в первом тысячелетии до н.э. на территории южнее Аракса - в Атурпатакане-Азарбайджане засвидетельствована письменная культура. В то время как при Ахеменидах в Атурпатакане чеканились монеты из серебра и золота, что является показателем высокого развития экономики этого края, в Кавказской Албании нет и следов чеканки местных монет (54). Как отмечает один из советских исследователей: "Наиболее ранняя монета,  найденная  на территории  Кавказской Албании, относится к периоду Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.)" (55). Продолжая эту мысль, тот же автор пишет: "В Кавказской Албании найдены монеты II века до н.э., принадлежащие Селевкидам и парфянам. В дальнейшем на этой территории были обнаружены и римские монеты" (56). Парфянские монеты, найденные в Албании, восходят к эпохе Фраата Третьего (70-57 гг. до н.э.), Аршакидского царя (57).

Сказанное с очевидностью показывает,  что народ Кавказской Албании по отношению к своим соседям - армянам, грузинам и иранцам находился на более низкой ступени экономического развития. Отсталая экономика и была основным препятствием для культурного прогресса албанского общества.

Несмотря на то, что в период долгих столетий до н.э. народ Малой Мидии (Атропатены), иначе говоря, Атурпатакана, обладал своей письменностью, в Кавказской Албании не было и следа письменности. Очевидно, причина того, что культура и письменность народа Атропатены не проникли в Кавказскую Албанию кроется в неидентичности языка и этнических характеристик народов этих двух стран.  В противном же случае, при наличии единого языка, культура и письменность Атропатены могли распространиться и на севере - в Албании. Исследования показывают, что язык кавказских албанцев отличался не только от языка народа Атропатены-Азарбайджана, но и от языка народов Армении и Грузии.

Как указывалось выше,  христианство в Кавказскую Албанию проникло в конце IV и начале V веков н.э., что стало фактором сближения между Арменией и Албанией. Армянские монахи создали письменность для народа Кавказской Албании. В. В. Бартольд, указывая на это, пишет: "Армянскими проповедниками был изобретен албанский алфавит, так как были звуки, которых у армян не было, и затем был сделан перевод на албанский язык Священного Писания" (58). Албанский алфавит, судя по всему, включал 52 буквы (59). Предполагается также, что он составлен на основе диалекта гаргарцев, играющих в то время - в пятом веке н.э. - ведущую роль в албанском племенном объединении (60). Письменность народа Кавказской Албании еще не успела "окрепнуть" и приобрести четкие очертания, а уже началось нашествие арабов и, как это было и в других завоеванных странах, местная, еще не получившая окончательный статус письменность, была заменена арабской. Однако иранцы, армяне и другие народы, имеющие великую культуру, смогли, в рамках возможного, сохранить свою культуру, литературу и язык. Между тем, народы, не обладающие высоким уровнем развития, не сумели сохранить национальный облик своей культуры. То же, видимо, является причиной сравнительно быстрой тюркизации албанцев, происшедшей намного позднее - после прихода тюрков в эти края.***

Согласно имеющимся данным, история Кавказской Албании также не была отражена в местных анналах - из-за отсутствия таковых, она дошла до нас главным образом в трудах армянских историков. И албанский алфавит, как было уже отмечено, составлен армянами. "Албанский алфавит был близок к армянскому, - указывает В.В.Бартольд, - но это не одно то же. У албанцев были некоторые звуки, которых не было у армян, но оба эти алфавита составлены одним лицом при распространении при христианства" (61).


Пехлевийские надписи Дербента.
По книге: Е. А. Пахомов, Г. С. Ньюберг. Пехлевийские надписи Дербента. Баку. 1929.

Бартольд считал, что народы Кавказской Албании и Атурпатакана-Азарбайджана  отличались  не только  по своему  языку,  но и этнически. Он полагал, что эти различия не устранились даже после арабских завоеваний. Поэтому поводу он, в частности, отмечал: "Этнографическое различие (между Албанией и Атурпатаканом-Э.Р.) не было устранено: еще при исламе иранское наречие Азербайджана (азери) отличалось от арранского языка (аррани), вероятно, яфетического. Еще важнее было религиозное различие между зороастрийским Азербайджаном и Албанией, где, как и в некоторых других пограничных областях Персии, установилось господство христианства. Христианами были и албанские князья - как князья национальной династии, устраненной в 460-х годах, так и представители династии сасанидского происхождения, правившие с конца VI в." (62).

Из вышесказанного легко выделить два основных момента. Первое: с этнической точки зрения народы Кавказской Албании и Малой Мидии (Атурпатакана) были отличны друг от друга. И второе: языки, на которых говорили эти два народа, также принадлежали к различным языковым семьям: албанский - к кавказской, азари - к иранской ветви индоевропейских языков.


Талыши-горцы
Литография XVIII века

В заключение автор считает важным отметить еще одно обстоятельство, а именно, - существование татов на нынешней территории Кавказской Албании (нынешней Азербайджанской Республики). Нам неведомо, с каких времен таты - народ ираноязычный, проживают на данной территории. Так или иначе, существование их на Апшеронском полуострове и в Дагестане - факт неоспоримый. Несмотря на постоянные преследования в Азербайджанской Республике, татоязычное население еще сохранилось в некоторых районах этой республики. На юго-восточном побережье Каспийского моря проживают талыши - другой исконый народ иранского происхождения, говорящий на одном из каспийских иранских языков. Однако эти два языка - татский и талышский, ныне переживают спад в Азербайджанской Республике, находятся на грани исчезновения. Отсутствие школ с преподаванием хотя бы предметов на родном языке и соответствующей гуманной политики властей по отношению к этим национальным меньшинствам - основу причина перехода населения на тюркский язык. Недалек час, когда ираноязычного населения республики не останется и следа****. 

 

 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
1 Hecataei, Fragmenta, FHG, edit. K.Muller, V.l, fig. 170-183.
2 Herodoti Historiae. Ad. recensipncm suam rccjgnovit Henricus Stein, Berol. 1884, III, 93, VII, 68.
3 V.Minorsky. Mukan // EI, III, p. 758.
4 Herodoti Historiae, III. 92, VII, 67.
5 Herrmann. Kaspioi. RE, Stuttgart, 1919, s. 2274.
6 Strabonis Geographica. rec. Commentario crit. instr. G.Kramer, Vol.1, 1844, XI, 4, 5.
7
Исследования по истории культуры народов Востока. Сборнике честь академика И.А.Орбели. М. Л., 1960, с. 16.
8 И.М.Дьяконов. История Мидии, с. 143-144.
9 Herodoti Historiae. Ad.reconsioncm suam recognovit Henricus Stein, Berolini, 1884, VII, 68.
10 И.М.Дьяконов. История Мидии, с. 144.
11 Там же, с. 13-14.
12 Там же, с. 138.
13 См.также: Strabonis Geographica, XI, 4, 5.
14 Arriani Anabasis, recognovit C.Abicht, Leipzig, 1886, III, 8, 4,
15 Ibid.
16 Plinii C. Secundi, Naturalis historia D.Detlefsen recensuit, vol. , Berolini, 1866, VI, 29; Ptoiemaei, V, 10, 2.
17 Strabonis Geographia, XI, 4, 1.
18 Ibid 7, 1
19 Ibid. 4,1.
20 Ammiani Marcellini, rec. C.U.Clark, XIII, 6, 61.
21 Strabonis Geographica, XI, 7. 1, 8. 1, 5. 1.
22 Ibid.
23 Plinii, 36, 38.
24 Бархударян М. Страна агванов и их соседи. Тифлис, 1893, с. 76.
25 Herodoti Historiae, II. 1, 14, XI. 8, 4, 14. 4.
26 Анания Ширакаци. Армянская история. VII века. С.-Пб.,1877,с.51.
27 Моисей Хоренский. История Армении, с. 58.
28 Там же. <В новом издании - с, 63-64. - Г.А,>
29 Карванде Касрави, с. 368-369.
30 Моисей Хоренский. История Армении, с. 193.
31 Исследования по истории и культуре народов востока. Сборник в честь академика И.А.Орбели, с. 17.
32 Strabonis Geographica, XI. 4, 5.
33 Plinii, 1866, VI. 29, 38,39, 42.
34
Cl. Ptoiemaei. Geographiae libri octo Graecc et latine ad condicum. Ed. Dr. Fridrich Wibberg, V, II, I, 10, 1, 12, 1, 8, 7, 11.
35 Strabonis Geographica, XI. 4, 5.
36 Бартольд В.В. Сочинения, том 2, часть 1, с. 662.
37 Там же, с. 661-662.
38 Там же, с. 666
39 Там же,
40 Там же, с. 667
41
Артур Кристиснсен. Иран во времена Сасанидов. Пер. на перс. Рашида Ясеми. Изд. 3-е, Тегеран, 1967, с. 311-312
42
Гаишак был наместником сасанидского царя в Албании. Возможно имени Гай с именем родоначальника-эпонима армян Гайка. Армяне свой народ называют "hay", а свою страну - Hajastan. He hckjiJ чена возможность, что Гай-шак был титулом наместников Армении других регионов Кавказа, в том числе Албании, назначаемых правите. лями Ирана.
43
Великое Восточное море, упомянутое автором "Истории страны Алуанк", - это Каспийское море, так как Дербентская стена находилась между Кавказом и Каспийским морем.
44
Мовсэс Каганкатуаци. История страны Алуанк. Перевод с древне-армянского, предисловие и комментарии Ш. В.Смбатяна. Ереван, 1981. с. 78-79. <В старом издании К.Паткаиова (СПб., 1861), используемом автором, - с. 105. - Г.Л.>
45 Бартольд В.В. Сочинения, т.2, ч. 1, с. 673.
46 Там же.
47 Там же.
48 БСЭ,т.1, 1970, с. 250.
49 Бартольд В.В. Сочинения, т.2, ч. 1, с. 672.
50 Бартольд В.В. Сочинения, т.З, с. 334-335.
51 История епископа Себеоса. Ереван, 1936, с.74, 127.
52 Вопросы истории Кавказской Албании. Ред. Играр Алиев. Баку: Изд-во АН АзССР, 1962, с. 168.
53 Исследование по истории культуры народов востока. Сборник в честь академика И.А.Орбели, с. 18.
54 Вопросы истории Кавказской Албании. Ред. Играр Алиев, с.106-107.
55 Там же, с. 107.
56 Там же.
57 Там же, с. 109.
58 Бартольд В.В. Сочинения, т.2, ч.1, с. 672.
59 БСЭ, т.1, 1970, с. 250.
60 Моисей Хоренский. История Армении, с. 85 <новое издание, с--Г.Л.>.
61 Бартольд В.В. Сочинения, т.2, ч.1, с. 663.   
62 Там же, с. 777.
*
Это предположение, судя по всему, лишено научной основы; вопрос о магах наиболее детально рассматривается в работе Э.Бенвениста: E.Benveniste. LesMagesdansI'AncienIran. Paris, 1938. - Г.А.
**
О Кавказской Албании в целом см. достаточно обстоятельный очерк М. Л.Шомон в "Энциклопедии Ираника" см.: M.L.Chaumont. Albania // EL, Vol. 48, N.-Y., 1985, p. 806-810). Г.А.
***
Тюркское завоевание Кавказской Албании (Аррана и Ширвана ни в коей мере не означает полное растворение местного населения в составе пришлого тюркского элемента, хотя такое явление в некоторой степени и могло иметь место: основная часть исконной поппуляции этой страны была оттеснена кочевниками-тюрками на север, в Дагестан. -Г.А.
****
На территории бывшей Азербайджанской ССР проживает и другой народ иранского происхождения - курды, которых не упоминает проф. Э.Реза, имея в виду, видимо, то, что они не являются, подобно талышам и татам, основными обитателями этого региона. Однако, несмотря на то, что появление основной массы курдов в этой части Закавказья датирует ся первой половиной прошлого века, тем не менее некоторый слой курдского населения в Арране и Ширване имелся и раньше - даже во времена тюркских завоеваний этой области. Хотя, конечно, курды не принадлежат к числу прикаспийских иранских народов, каковыми являются, наряду с талышами и татами, мазандаранцы, гилянцы и др. Судя по последним исследованиям, этническая территория курдов находится, намного южнее - по-видимому, на севере иранской провинции Фарс (см. подробно: Г.С.Асатрян, В.А.Лившиц. Курдский язык и этногенез курдов (От истории языка к этнической истории народа) II "Древний Восток- 7", Ереван: Изд. АН Армении, в печати; Г.С.Асатрян. Курды II "Азатамарт", N8,1992). Но, ведь и тюрки - не аборигены этих краев. Так что курды, как и тюрки (или по Устоявшейся советской терминологии - азербайджанцы) и другие национальные меньшинства - лезгины, талыши, таты, удины и др., имеют полное моральное и историческое право на территории, занимаемые ими теперь в Азербайджанской Республике. Ныне курды живут довольно компактно в четырех районах этой республики - Кельбаджарском (в селениях Зайлик, Агджакенд, Шортан, Оруджлу, Халлаклы и Союх-булах), Лачинском (селения Минкенд, Каракешиш, Камаллы, Бозлу, Зерти, Ал-булах, Шейлаклы, Катос, Черазли и Калача), линском (селения Чардахлы, Зиланлы, Гаяллы, Темурмусканлы, Шоталанлы, Мамедлы, Кюрдмакрузлу, Селанлы и Годаклар) и Зангеланском (селения Искандербеглы, Джанибеглы, Шамоглы, Варашбеглы и Алибеглы). Исходя из того, что по переписи 1926 г. в республике насчитывалось около 45 тыс.курдов (44.193), то, учетом высокой рождаемости среди них, ныне это число должно было достичь по меньшей мере четверти миллиона. Однако азербайджанские власти упорно не признают их существования. Согласно переписи 1979 в республике нет ни одного курда.  При рассмотрении проблемы национальных меньшинств в Азербайджане следует иметь в виду одно важное обстоятельство, доселе остававшееся вне поля зрения специалистов по правам человека. Речь идет о том, что процесс ассимиляции или, говоря словами азербайжанских теоретиков национального вопроса, "добровольного слияния" национальных меньшинств в Азербайджане происходила только чисто силовыми либо административными методами,  посредством нравственного давления. Для них создалась невыносимом морально-психологическая обстановка на всех уровнях социалым жизни общества. Например, этнонимы талыш, тат, курд в республике употребляются в пейоративном, бранном смысле, что фактически равносильно их табуированию. Что касается талышей и татов в Азербайджане, то, в отличие от их соплеменникеов в Иране, они, подвергаясь в течение долгих лет жесточайшему гнету и преследованиям, стали постепенм тюркизироваться, хотя сокровенное чувство национальной самобытности постоянно тлело в их сердцах. Свидетельство тому - их выступления в последние годы за восстановление национальных прав в Азербайджане. Талыши и таты Азербайджана в целом неплохо исследованы - в основном русскими учеными, ср.: Б.Ф.Миллер. Таты, их расселение и говоры // Известия Общества обследования и изучения Азербайджана, 8, вып. 7. Баку, 1929; Он же. Талышские тексты. М., 1939; Он же. Талышский язык. М., 1953; В.Ф.Миллер.Татские этюды. Ч. 1-3, М., 1881-1987; А.Л.Грюнберг. Язык североазербайджанских татов. М., 1963; Он же. Татский язык // Языки народов СССР, 1966, с. 281-30; Он же. Талышский язык // Языки народов СССР, 1966, с. 302-322; Он же. талышско-русский словарь. М., 1976. Из старых работ можно упомянуть-"Талышские тексты" Т .Байрамалибекова и "Армяно-татские тексты" Эфендиева и Шахвердиева, изданные в 12-ом выпуске "Сборника материалов для описания, местностей и племен Кавказа", с. 17-32. Талыши  и таты стали объектами усиленного изучения и в Иране; достойны внимания следующие работы: А.Абдали. Талишиха кистанд? кто такие талыши?). Тегеран, 1991; Он же. Татха ва талишан (Таты и талыши). Тегеран,1991.О положении национальных меньшинств в нынешней Азербайджанской Республике см.: Г.С.Асатрян, Н. Х. Геворгян. Принцип присвоения и иранский мир. Ереван, 1992; В Григорян. Насильственная ассимиляция мусульманских национальных меньшинств    в    Азербайджане. Ереван,1992; Г.Асатрян. Насильственная ассимиляция     мусульманских национальных меньшинств в Азербайджане // "Голос Армении", 23 ноября 1992; Г. Acampян. Талыши // "Азатамарт", N 14, 1993. - Г.А.
Назад Оглавление Вперед
Hosted by uCoz