Главная    
Назад Оглавление Вперед
    Гостевая    
   
 
ГЛАВА III
 
К ВОПРОСАМ ПРОПАГАНДЫ В ТУРЦИИ
РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИИ ПЕРВОЙ РУССКОЙ
БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1905 – 1907 гг.
 

Первая русская революция 1905 – 1907 гг. явилась важной вехой в истории развития национально-освободительного и буржуазно-демократического движения в полуколониальных и колониальных странах Востока, привела к их «пробуждению». Под ее влиянием в Азии, как писал В. И. Ленин, «сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию»[1]. События революции 1905 – 1907 гг. явились также одним из важнейших факторов, повлиявших на процесс активизации антидеспотических сил Османской империи. В 1905 – 1907 гг. имели место довольно широкие антиправительственные выступления населения в ряде городов Восточной Анатолии, произошли волнения в турецкой армии и флоте, наблюдался дальнейший подъем национально-освободительного движения подвластных народов. Все это дало возможность советским туркологам сделать вывод о том, что в эти годы в Османской империи происходил революционный подъем[2].

В специальной литературе довольно подробно рассматривался вопрос о влиянии первой русской революции на революционное движение в Османской Турции. Однако вне внимания исследователей осталась роль армянских политических партий, действовавших в империи, в распространении сведений о революционных выступлениях в России, в активизации ими пропаганды идей социализма в эти годы. Недостаточно исследован также вопрос об участии членов этих партий в народных выступлениях против султанского правительства в Восточной Анатолии. Наконец, привлечение источников на армянском языке может существенно дополнить данные, почерпнутые из архивных фондов и материалов на турецком языке. Именно восполнение указанных выше пробелов было основной целью настоящей главы.

* *
*

Революция и предшествовавшее ей развитие российской социал-демократии сыграли значительную роль в истории армянских политических партий, в формировании их программных установок. Необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что если до 1903 г. партии Гнчак и Дашнакцутюн выступали в основном как западноармянские партии, то после этого они развернули деятельность и в России, еще более расширившуюся после революции[3].

Активизировала свою деятельность в России партия Дашнакцутюн, установившая довольно тесные связи с эсерами и нацио нально-демократическими партиями. В I и II Государственных думах дашнаки выступали в одной фракции с партией эсеров[4]. На состоявшемся в 1907 г. в Ване IV конгрессе Дашнакцутюн официально было принято решение о сотрудничестве с социалистическими партиями[5] . Дашнакская партия вступила во II Интернационал и приняла участие в Штутгартском и Копенгагенском конгрессах[6].

В условиях революционного подъема на Кавказе, стремясь предотвратить переход рабочих в ряды социал-демократии и сохранить свое влияние на армянские трудовые массы, Дашнакцутюн произвела изменения также в своих программных установках. На конгрессе, состоявшемся в 1907 г. в Вене, была принята новая партийная программа[7]. В ней Дашнакцутюн впервые провозгласила себя «социалистической партией»[8].

В программе анализировались присущие капиталистическому обществу антагонистические противоречия и делался вывод о том, что «крах капитала очевиден»[9].Немало места отводилось борьбе «трудовых масс» против капитализма.

В программе делался вывод о том, что социалистическая революция и победа нового строя неизбежны[10]. Анализировалась также роль трудовых партий, которые руководят борьбой против капитала[11].

В документе дается развернутая характеристика социализма, из которой становится ясно, что пропагандируемый партией социализм не был научным, а представлял из себя эклектически смешанный набор различных мелкобуржуазных социалистических теорий[12]. Иначе и быть не могло, ибо принятие новой программы не означало, что дашнаки изменили свою классовую сущность и перестали быть мелкобуржуазной, левонароднической партией, как их неоднократно характеризовал В. И. Ленин[13]. На идеологию дашнаков серьезное влияние оказывал идеологический арсенал эсеровской партии. После 1903 г. они вели яростную борьбу с левым крылом российской социал-демократии, находящимся по другую сторону баррикад, с партией эсеров. В частности, с позиций эсеров Дашнакцутюн критиковала РСДРП за «догматизм» и противоречивость «социальной» тактики в революционном движении»[14].

Вместе с тем важно подчеркнуть, что партия Дашнакцутюн объективно сыграла немаловажную роль в распространении социалистических идей и в пропаганде опыта русской революции в Османской империи в годы, предшествовавшие младотурецкому перевороту. В «Бюллетене», представленном руководством партии Штутгартскому конгрессу, на вопрос о роли партии в распространении социалистических идей дается следующий ответ: «В дашнакской программе социализм для Турции был передовым принципом, и, поскольку страна еще не созрела для этого, мы взялись за распространение социалистических идей среди интеллигенции (студентов, учителей и т. д.), мы это сделали е помощью наших пропагандистов и печати» [15] .

Как уже отмечалось, дашнаки в Османской империи создали разветвленную сеть пропагандистов, а орган партии – газета «Дрошак», издававшаяся тиражом в 14 тысяч экземпляров, широко распространялась среди турецких армян. Так что сведения, содержащиеся в «Бюллетене», имели под собой реальную основу.

Этот вывод подтверждается анализом материалов газеты «Дрошак» за 1905 – 1907 годы.

Так, начиная с 1905 г., «Дрошак» в каждом номере стала давать специальную рубрику под заголовком «Революционное движение в России».

Значительно более широкий характер имела пропаганда социализма партией Гнчак, ибо, в отличие от Дашнакцутюн, она представляла из себя национальную социал-демократическую партию и с самого своего зарождения объявила себя «марксистской»[16]. Конечно, следует учитывать, что при этом Гнчак допускала ряд ошибок, проистекавших из неправильных, узконационалистических установок партии, отвергавшей принцип территориальной организации политической борьбы пролетариата и принимавшей лишь национальный принцип организации. Из вышесказанного можно заключить, что теневые стороны деятельности гнчакистов были связаны с освещением практических вопросов социалистического, революционного движения. Что же касается теоретических вопросов, то если и допускались ошибки при их рассмотрении, то они объясняются большей частью ошибками, допускавшимися отдельными лидерами партии, а не ее принципиальными установками.

Воздействие революционных событий в России, и в особенности на Кавказе, на гнчакистскую партию оказалось весьма глубоким и вызвало «сильные потрясения» [17] . Значительная часть членов партийных организаций, действовавших на Кавказе и в Восточной Армении, вышли из ее рядов и влились в состав РСДРП, хотя в целом Гнчак удалось сохранить свои организации в России, конечно, в поредевшем виде [18] . Организации же, действовавшие в Европе и в Османской империи под воздействием русской революции, расширили и активизировали свою деятельность по пропаганде социализма и марксизма, уделяя также много внимания изучению и распространению опыта революции. Партийный орган газета «Гнчак» подробно освещала революционное движение в России, регулярно рассматривая вытекавшие из революционного опыта вопросы теоретического характера.

С этой точки зрения представляет интерес статья «Открытие первомайской манифестации», в которой отмечается, что редакция получила из России несколько корреспонденции о первомайской манифестации, впервые организованной социал-демократией России [19] .

«Гнчак» печатала много статей об имевших место в 1903 г. на Кавказе выступлениях трудящихся масс против самодержавия [20] . Одновременно давалось подробное описание революционных выступлений пролетариата в Петербурге, Екатеринославе, Ростове, Тифлисе и других городах, а также движения крестьян в Харьковской, Полтавской и Саратовской губерниях [21] . Откликалась газета и на студенческие волнения [22] .

Центральное место на страницах «Гнчак» занимала русcко-японская война 1904 г., в связи с которой резкой критике подвергалась внутренняя и внешняя политика русского царизма. Газета предсказывала, что эта война является «зарей грядущих великих событий» [23] .

Критикуя политику царизма, партия Гнчак приходила к следующему правильному выводу: «Свергнуть царизм и на широкой демократической основе утвердить новый политический режим, как путь к прогрессу, к победе социализма – это великая историческая миссия, которая выпала сегодня на долю социал-демократии России, этого передового полка пролетариата страны, в ряды которого входят все сознательные пролетарии других национальностей, в том числе и армянская социал-демократия, занявшая свое место и определившая свою роль» [24] .

Надо учесть и то обстоятельство, что, говоря об армянской социал-демократии, партия Гнчак причисляла к ней и себя.

О целенаправленности политической линии гнчакской партий свидетельствует и тот факт, что на страницах ее газет публиковались призывы российской социал-демократической партии, направленные всем большевикам России [25] .

В январе 1905 года в России вспыхнула первая русская буржуазно-демократическая революция. «Гнчак» сразу же начинает широко освещать ее, посвящая ей не только статьи, но зачастую почти целые номера. Отметим, что в гнчакской прессе в целом и в «Гнчак» в частности, вопросам, связанным с развернувшимися в России революционными событиями, отводилось значительно больше места, чем в прессе дашнаков, к тому же эти вопросы освещались гнчакистами более глубоко.

В редакционной статье, озаглавленной «Революция» и напечатанной уже в февральском номере «Гнчак» за 1905 г., руководство гнчакской партии считало необходимым ознакомить читателей с происходящими в России революционными событиями и определить свое отношение к ним. В статье говорилось о том, что царизм, утвердившийся на обездоленности, крови и рабстве миллионов, веками угнетающий все народы огромной империи, душит любую идею, любой голос. Пролетариат в России поднялся на восстание, чтобы свергнуть этот варварский режим и завоевать свободу. Газета выражает удовлетворение по поводу того факта, что во вспыхнувшей в России революции принимают участие пролетарии всех народов, что они «едины духом и телом» и представляют «единую армию, борющуюся за единые цели». С царизма сорвана маска, выявлена его антинародная сущность и пролетариат вышел на борьбу с оружием в руках. Статья завершается выводом, выражающим надежду, что «организованный пролетариат России, на деле доказавший свою осведомленность в тех больших проблемах, которые история поставила перед ним, выполнит свою миссию – освободит Россию и человечество от ненавистного царизма, этого чудовищного вампира реакции, зверств и преступлений. Это наша непоколебимая вера. Смерть царизму! Да здравствует пролетариат! Да здравствует народ! Да здравствует революция и социализм! Воодушевляющими боевыми призывами ведет революция свою священную войну, уверенная в своем могуществе и величии, в своей окончательной победе» [26] . В том же номере газеты помещена статья, озаглавленная «События», где излагается подробная хронология революционных событий в России [27] .

В газете был помещен также отрывок из передовицы № 84 центрального органа РСДРП «Искра», в котором говорится, что вслед за Баку поднялся Петроград, который призван положить начало большой революции, стереть с лица земли вековое здание царской монархии, дать всем народам России конституцию и расчистить путь к победе социализма [28] .

Итак, партия Гнчак сочла необходимым в течение двух лет на страницах своего органа подробно, из номера в номер освещать ход революционных событий в России. Гнчакская партия надеялась на то, что популяризация русской революции в Турции может повлиять на ход революционного движения в самой Турции, поднимет это движение на новый уровень, чем и приблизит желанный день – освобождение народов Турции.

Обилие материалов, относящихся к событиям русской революции, заставляло руководителей партии подумать об издании этих материалов в форме приложения к газете, но редакция разрешила эту задачу экстренным выпуском второго номера газеты [29] .

Мы не располагаем возможностью в рамках нашей работы изложить весь материал, относящийся к событиям русской революции и нашедший место на страницах армянской печати. Однако считаем нужным проанализировать те основные вопросы, которые обсуждались в армянской печати и были связаны с проблемами русской революции 1905 года.

Одним из таких вопросов был следующий. Критикуя царизм и прзиывая к его свержению, партия Гнчак считала необходимым создать Всероссийскую народную республику. В статьях, посвященных русской революции, эта мысль неоднократно подчеркивается. Трудящийся народ может освободиться только и только благодаря всеобщей революции, которая покончит с царской монархией и создаст народную законодательную республику со своим законодательным собранием [30] .

«Гнчак» на своих страницах неоднократно возвращалась к изданной царским правительством так называемой «конституции», разоблачая ее антинародную сущность. Вот что она писала по этому поводу: «Царское правительство раструбило по всему миру об ожидающем Россию великом событии. И наконец свершилось! Гора родила... крохотную мышь. В апартаментах Николая Романова и Булыгина-Трепова было решено наречь ее... Русской Конституцией» [31] .

Известно, что для предотвращения революционных движений в Закавказье царское правительство провоцировало армяно-турецкую резню. Эта политика, с большим успехом применяемая в Турции Абдул Хамидом, не была ни для кого тайной. Армянская печать, резко осуждая политику правительства, убедительно доказывала, что «преступления, совершаемые на Кавказе, запланированы и спровоцированы царским правительством, которое пытается тем самым сбить волну революционного движения, вбить клин между народами». Газета обращалась к народам Турции с призывом к объединению для свержения Абдул Хамида и считала, что уроки русской революции должны послужить для населяющих Османскую империю трудящихся хорошей школой.

Таким образом, начиная с 1903 года, партия Гнчак, принимая участие в революционном движении в России, считала основной своей задачей дать толчок развитию революционного движения в Турции, распространению в стране марксизма, довести национально-освободительную борьбу армянского народа до победного конца – освобождения западных армян от султанского ига.

Принципы, которыми руководствовалась партия в своей деятельности в Турции и России, газета излагала четко и кратко: «Позиция гнчакистов ясная и определенная: бороться в Армении (имеется в виду Западная Армения – М. К.) против султанов во имя армянского вопроса, в России, в частности на Кавказе, – против царизма во имя социализма» [32] .

Гнчакская партия, участвуя в организации борьбы за освобождение армянского народа как в России, так и в Турции, учитывала как разницу, так и сходство, существующие между этими странами. «Гнчак» видела много общего в политике турецкого султана и русского царя. Сравнивая Османскую конституцию 1876 года с царской конституцией 1905 года, она приходила к выводу, что эти конституции очень похожи. «Авторы конституции тоже мало чем отличаются, – продолжает газета, – и Султан Абдул Хамид II, и Николай II дали свое высочайшее благословение – истребить свой народ. И первому успешно удалось прикинуться сторонником европейской цивилизаци и демократии, и второму это удалось не с меньшим успехом» [33] .

Вспомним, что подобное сравнение мы читаем в одной из статей В. И. Ленина, напечатанной в 1908 году [34] . Русский деспотизм в своей политике повторил в основных чертах политику турецкого султана.:

Проведя сравнения, «Гнчак» продолжала: «Нам остается продолжать борьбу на основе классовых принципов. Прекращение этой борьбы – повторение ошибок «оттоманских граждан» [35] .

Проведя сравнение между политическим строем Турции и России, гнчакская партия желала тем самым доказать необходимость свержения монархии и воссоединения армянского народа путем освободительной борьбы и создания единого армянского государства.

Считая необходимым в эти революционные годы придать борьбе с царизмом еще большую остроту, гнчакская партия сгущала краски, а в одном, очень существенном вопросе, грешила субъективизмом и отходила от правды, а именно: если в России ставился вопрос о чудовищных гонениях, которым подвергались народы России в сфере экономической, политической и национальной жизни, то в Турции западные армяне стояли перед угрозой физического уничтожения. Если царизм всячески угнетал и эксплуатировал восточных армян, то султан ставил перед собой задачу физического истребления западных армян, стараясь тем самым положить конец вечно тревожащему и беспокоящему его армянскому вопросу. Вот почему, проводя параллель между царем и султаном, ни в коем случае нельзя отождествлять проводимую ими национальную политику. Рассматривая проблемы развития армянских партий, связанные с первой русской революцией, нельзя упускать из виду очень интересный факт – политика армянских партий формировалась синхронно с русской революцией. Весной 1906 года один из руководителей гнчакской партии С. Сабах-Гюлян, который к тому времени стал фактическим вершителем ее политики, выступил с серией статей, в которых проводил мысль о том, что нельзя достичь успехов с помощью челобитной великим державам, что партизанщине и разрозненным выступлениям необходимо противопоставить общее вооруженное восстание. Более того, он считал, что «продолжать в прежнем духе и прежними методами – значит вонзить кинжал в сердце армянского вопроса» [36]. Он сурово критиковал анархистские бакунинские методы, с помощью которых иные пытаются разрешить жизненно важные проблемы народа, и считал, что «революционное дело со своими основными и вечными проблемами должно развиваться, расширяться, зреть, а для этого необходимо время, благоприятные условия, действенные боевые силы» [37] .

Анализируя создавшуюся с середины 1906 года ситуацию и имевшие место события, партийная печать гнчакистов приходит к выводу, что вся Россия разделена на два враждующих лагеря – две армии. «Первая из них, – говорится в июньском номере передовицы «Гнчак» от 1906 года, – представляет старую Россию, олицетворяющую историческую былую силу, Россию царизма. Другая армия – народ».

Говоря о движущих силах революции, гнчакская партия одновременно подчеркивала, что «движущей силой русской революции, ее душой стал общероссийский пролетариат. Остальные последовали за ним. В октябре 1905 года потерявшие голову соперники царизма поспешили наводнить страну указами. И апогеем этих уступок стал манифест от 30 октября» [38] .

В «Гнчак» был напечатан манифест царя, по которому он распустил Думу. Вслед за текстом манифеста газета дала свои комментарии к нему, в которых разъясняла антинародную, антидемократическую сущность царизма: «Языком царского манифеста вещает старая, самодержавная, деспотичная, бюрократическая и полицейская Россия» [39] .

«Гнчак» училась на примере русской революции. Вот что она писала в июле 1906 года: «Не дождались мы спасения от султанов, не дождались его и от царей и от государств, которые торжественно и публично давали нам обещания. И вместо того, чтобы обивать чужие пороги, как милостыню, рабски вымаливая себе право на свободу, мы давно уже должны были встать на путь борьбы, восстания и революции. И только на этих путях мы могли обрести желанное освобождение. Иного выхода не было» [40] .

Примечательно, что в период спада революции, когда царизм широким фронтом перешел в наступление, когда в умах царили разброд и смятение, гнчакская партия не пала духом и продолжала воспевать революцию и идеи социализма. В передовице газеты, озаглавленной «К цели» и напечатанной в декабрьском номере за 1906 год, дан глубокий анализ этого тревожного и сложного периода. «У пролетариата, – писала газета, – есть свой маяк, своя путеводная звезда, которая не даст ему споткнуться и сбиться с дороги на тернистом пути к социализму. Социализм – вот его наивысшая цель, к которой он должен направить свои шаги. В своей ежедневной, ежечасной политической и экономической борьбе пролетариат должен руководствоваться социализмом. Социализм – та гранитная скала, о которую разобьются страшные волны реакции. Настанет время, когда на вершине этой скалы будет развеваться знамя пролетариата» [41] . Боевая тактика пролетариата, – считала «Гнчак», – его действия должны привести к окончательной победе, которая выразится в господстве социализма. Пролетариат должен будет решить тогда, какую форму отношений с другими различными политическими группировками и партиями он должен выработать. Социал-демократия является выразителем его интересов и стремлений, его предводителем. Законодательное собрание, демократическая республика, победа социализма – вот те основные лозунги, с которыми выступала гнчакская партия в декабре 1906 года.

Гнчакисты положительно отнеслись к созыву Думы и считали, что необходимо не только принимать участие в ее работе, но и играть в ней активную роль. Эти мысли нашли отражение во многих статьях, напечатанных в газете.

Таким образом, исследование материалов свидетельствует о том, что в годы спада революции партия Гнчак продолжала пропагандировать вопросы теории марксизма и вопросы классовой борьбы, связывая их с проблемами армянского народа.

Отмечая двадцатилетие создания гнчакской партии, в 1907 году «Гнчак» подчеркивала, что она вышла на арену, отстаивая совершенно новые для армянского народа принципы социализма [42] .

Проблемы социализма разрабатывались также в статьях «Социализм и армянский вопрос», «Есть истина в исповедуемой нами вере» и т. д. [43] . В последней статье «Гнчак», отвечая своим противникам, писала: «Не надо обращаться к армянской историографии, чтобы убедиться в том, что в армянской действительности первым автором, создавшим литературу с социалистической направленностью, была гнчакская партия, наши издания подтверждают эту истину» [44] .

Весьма интересна программная, почти на весь номер, статья С. Сабах-Гюляна, напечатанная в майском номере «Гнчак» за 1907 год. В статье рассматривались вопросы национально-освободительной борьбы, в том числе и борьбы армянского народа, с точки зрения теории социализма и практики социалистического движения. Опираясь на труды как К. Маркса, так и других видных деятелей международного социалистического движения того времени, он доказывал закономерность требований независимости армянского народа. Анализируя вопросы освобождения армянского народа, С. Сабах-Гюлян пишет, что эти вопросы «мы связывали с социализмом и социалистическим вопросом» [45] . Он находит, что гнчакская партия, будучи «национальной социал-демократической партией, руководствуясь принципами социализма, ведет борьбу в России (на Кавказе) через свои местные организации. И она, – продолжает С. Сабах-Гюлян, – будь даже не царизм, а власть русской буржуазии, продолжала бы бороться против нее. Борьба не должна прекращаться вплоть до установления политического господства пролетариата, уничтожения классов и претворения в жизнь социализма а этой стране» [46] .

В отличие от действовавших в России других партий, гнчакисты работали на двух фронтах. «Для нас не должно быть границ между двумя деспотическими государствами. Мы должны вести войну на двух фронтах с учетом разницы в методах и тактике борьбы, вытекающих из местных условий. И тем не менее, по своей логике и принципам – борьба эта социалистическая – вот наша позиция и точка зрения» [47] .

Под влиянием русской революции в 1905 – 1908 гг. в различных районах Османской империи имели место антиправительственные народные выступления. Наибольший размах они приобрели в Западной Армении, где большинство населения составляли армяне. Конечно, это было не случайно. Во-первых, вилайеты, составляющие Западную Армению, непосредственно примыкали к границам России, и между местным населением и Закавказьем существовали довольно интенсивные торгово-экономические отношения. Как отмечал русский консул в Трапезунде Брандт, в анатолийских вилайетах начинают сказываться события, происходившие в России, «в особенности же на соседнем Кавказе, с которым местное население имеет постоянные и частые сношения и всегда хорошо осведомляется обо всем, что там происходит» [48] . Во-вторых, основную массу населения не только в Западной Армении, но и в Восточной Армении составляли армяне, в среде которых и разворачивалась деятельность партий Гнчак и Дашнакцутюн, распространялись издаваемые ими газеты, листовки, вели агитационную работу члены этих партий. Так что жители этих областей получали наиболее оперативную и полную информацию о революционных боях в России [49] . В-третьих, Западная Армения с конца XIX в. была ареной непрекращающихся освободительных выступлений армянского народа против турецкого ига, так что идеи русской революции нашли здесь благодатную почву. Нельзя считать случайным тот факт, что первыми выступили против правительства армяне Битлиса – уже в марте 1905 г [50] . Как справедливо писал Е. К. Саркисян, в эти годы освободительная борьба армян «влилась в общую антиабсолютистскую борьбу, направленную против абдулхамидовского зулюма» [51] .

Движение народных масс в Анатолии привлекало внимание советских туркологов, О них писали А. Миллер, Ю. Петросян, А. Желтяков, Е. Саркисян, Г. Алиев, В. Шпилькова, X. Цовикян, А. Валуйский [52] . При этом они использовали в основном материалы русских архивов, а также сведения, почерпнутые из турецких источников. Материалы на армянском языке, имеющие ценность первоисточника, остались в целом вне поля их зрения [53] .

В турецкой историографии этот вопрос исследован недостаточно. Некоторые турецкие историки вообще его замалчивают [54] . Другие же ограничиваются лишь неполным и тенденциозным изложением событий в Эрзеруме. Тенденциозность проявляется в том, что организация революционных выступлений населения города против местных властей целиком приписывается членам руководимого Мехметом Сабахеддином «Общества личной инициативы и децентрализации», а об активном участии в них армянских партий, а также других турецких организаций ничего или почти ничего не говорится [55] . От этих работ выгодно отличается изданная недавно монография X. Зафера Карса, в которой сделана попытка дать более полную характеристику событий в Анатолии [56] .

В современной западной историографии этот вопрос не разрабатывался.

Первые народные выступления, которые возникли под влиянием русской революции, имели место в марте 1905 г. в Битлисе [57] . Местное армянское население выразило протест против налоговой политики местных властей. Через месяц оно взбунтовалось вновь, на этот раз против увеличения цен на продовольственные товары. Несмотря на принятые властями меры, недовольство армянского населения продолжало расти. В городе были расклеены листовки, в которых, в частности, армяне призывали всех горожан совместно выступить против властей. Этот призыв, а также пример армян сыграли свою роль, и вскоре, в начале мая, начались выступления мусульманского цаселения Битлиса. Губернатор попытался бороться с ними традиционным «Османским» способом и превратить это движение в межнациональные столкновения. Однако эта попытка потерпела неудачу [58] . В ходе имевших место в мае 1905 г. антиправительственных выступлений битлисцев также отмечались совместные действия армян и мусульман [59] .

Мы не случайно остановились на событиях в Битлисе. Они важны не только тем, что были первыми в цепи народных волнений, прокатившихся по различным анатолийским вилайетам под влиянием русской революции. Выступления в Битлисе примечательные тем, что здесь впервые имело место стихийное совместное выступление армян и мусульман. Характерно также то, что первым выступило армянское население города, которое, с одной стороны, находилось в более тяжелом положении, чем мусульмане, а с другой – было лучше информировано о событиях в России и более подготовлено к активным действиям (в результате деятельности армянских партий в Западной Армении).

Стихийные выступления 1905 г. в Битлисе, а затем и в Тигранакерте (Диарбекире) носили локальный характер и были быстро подавлены властями. Однако уже в течение двух последующих лет Анатолия стала ареной значительно более широких народных восстаний. Некоторые из них носили более организованный характер, ими руководили различные подпольные организации, в том числе партия Дашнакцутюн.

Организационному комитету социалистической конференции в Стокгольме руководители дашнакской партии отправили в 1917 году меморандум [60] . В нем говорилось, что в 1905 – 1907 годах, во время развернувшихся в Восточной Анатолии волнений, были созданы совместные смешанные комитеты, в состав которых входили армяне, курды, турки. Под руководством этих комитетов в районах Вана, Муша, Эрзерума печатались газеты, прокламации на турецком языке. Комитеты развернули согласованную деятельность, носящую аграрный и политический характер. В подтверждение вышесказанного в документе упоминаются волнения 1906 года в Эрзеруме, которые имели общее руководство и были организованы общими усилиями.

Не случайно в документе упоминаются именно события в Эрзеруме, ибо они носили наиболее организованный характер. В турецкой исторической литературе неоднакратно высказывалось мнение о том, что организаторами этих событий были младотурки [61] . Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой действенную роль в подготовке восстания сыграло созданное в Эрзеруме отделение возглавляемой Мехмедом Сабахеддином группировки «Общество личной инициативы и децентрализации» [62] . Некоторые историки называли фамилию Хюсейна Тосун-бея, посланного Сабахеддином в Эрзерум и ставшего, якобы, руководителем восстания [63] . В Изданной еще в 1909 г. работе турецкого автора утверждалось даже, что Хюсейн-бей готовил в Эрзеруме восстание в расквартированных там воинских частях [64] .

Введенные в научный оборот советскими историками материалы АВПР показывают, что истинными организаторами эрзерумских событий были представители местного населения, создавшие буржуазно-революционную организацию «Джан Верир», руководимую «Тайным комитетом» [65] . Представители эмигрантских младотурецких группировок, не имевшие, сколько-нибудь значительной организации внутри Османской империи, хотя и принимали участие в восстании, однако для его руководства не имели достаточного числа своих сторонников. Поэтому они вынуждены были обращаться за помощью к представителям армянских партий, имевших сильные позиции в Эрзеруме.

К сожалению, вопрос сотрудничества армянских партий с младотурками, а также их участия в Эрзерумском восстании исследован мало. Причина этого кроется в отсутствии и труднодоступности источников. Изучение мемуарных материалов позволяет выявить еще одну причину: оказывается, руководители восстания, предвидя, что власти попытаются придать ему характер выступления армян и спровоцировать тем самым армянскую резню, запретили армянам и руководившим восстанием членам подпольных комитетов проводить публичные выступления. Вот что писал один из лидеров дашнаков M. Варандян: «Турецкие руководители запретили армянским товарищам всякое участие в публичных выступлениях, и после массовых арестов ни один армянин не был выдан» [66] . Таким образом не должен вызывать удивления факт отсутствия армянских фамилий в списках арестованных руководителей восстания [67] .

Тем не менее, сохранились отдельные свидетельства об участии армян в организации эрзерумского востания. «Имевшее там место движение заражало своим примером мусульман Муша, Битлиса и особенно Вана. Революционный дух армян и их вера крепли с каждым днем, в мусульманах пробуждалось чувство ненависти против режима» [68] . Он отмечал, что девизом дашнаков в Эрзеруме и Ване было: «вместе с турками против турецкого правительства» [69] . О «первостепенной роли» дашнакских комитетов в подготовке выступлений в Эрзеруме (а также в других городах Западной Армении) писал тот же автор двухтомной истории партии Дашнакцутюн М. Варандян [70] . Сохранились имена и псевдонимы армян, активных участников революционных событий в Эрзеруме, а также других городах Западной Армении: Саркис, Арам, Ишхан, Коме [71] , Пилос [72] . Об усилении в эти годы авторитета подпольных комитетов дашнаков в турецкой среде, а также среди курдов, писал в своих воспоминаниях один из организаторов революционных событий вышеупомянутый Коме (В. Папазян – М. К.): «Нас особенно радовало то важное обстоятельство, что в это движение вовлекались турецкие и курдские угнетенные массы. Со всех сторон обращались к нам с просьбой принять их, выслушать, дать советы и приказания» [73] . Об армянине по имени Гамнан, почтовом чиновнике из Карса, который помогал переправлять в Эрзерум письма и газеты младотурок, писал в своих воспоминаниях Хюсамеддин Эртюрк, участник выступлений в Западной Армении и член младотурецкой организации [74] .

После фактического перехода власти в Эрзеруме в руки комитета «Джан Верир» (в марте 1906 г.) в городе поддерживался образцовый порядок, население обеспечивалось всем необходимым [75] . Примечательно, что в этот период в Эрзеруме не только не было никаких инцидентов на национальной почве между армянами и турками, но и царило полное взаимное согласие и доверие между двумя народами. «Были забастовки, но никаких беспорядков, никаких стычек между турками и армянами не наблюдалось, – писал современник, – наоборот, они называют друг друга братьями» [76] . При этом, как свидетельствует тот же источник, порядок в городе поддерживался созданной восставшими конной милицией [77] . Таким образом, в Эрзеруме в марте 1906 г. был создан единый антиправительственный блок между принимавшими участие в восстании армянами и турками.

Прибывшая в Эрзерум из столицы правительственная комиссия, перед которой была поставлена задача провести расследование мартовских событий, попыталась приписать организацию восстания исключительно армянам, чтобы затем спровоцировать мусульманское население города на армянскую резню [78] . Однако допрашиваемые представители мусульманского населения города решительно отвергли эти попытки комиссии [79] . Уже в начале мая комиссия, не достигнув своих целей, выехала в столицу [80] . Выступления населения Эрзерума продолжались до середины 1907 г. [81] . Только в ноябре 1907 г. властям удалось, произведя многочисленные аресты, подавить восстание. Младотурецкая газета «Мешверет» сообщала, что, предлогом для арестов явилось обнаружение в Ване в домах армян оружия и взрывчатки [82] . Это сообщение младотурецкой газеты является еще одним свидетельством связи между армянскими и турецкими революционными организациями. Этот вывод подтверждается сообщением одного из лидеров дашнаков о том, что в 1907 г. центральному комитету этой партии удалось перевести в Ван «тысячи ружей и более миллиона патронов» [83] .

Как уже отмечалось, в конце 1907 г. властям удалось подавить движение в Эрзеруме. О причинах поражения восстания писала В. И. Шпилькова [84] . Думается, к отмеченным ею причинам следует добавить еще одну. Единый армяно-турецкий фронт, установленный в ходе восстания, оказался недостаточно крепок и в конце концов начал давать трещину [85] . Причина этого заключалась в том, что среди мусульман – руководителей восстания – сторонники конституции и парламента составляли меньшинство. Большинство придерживалось фундаменталистских взглядов и требовало уничтожения христианских судов и замены их мусульманским шариатским судом [86] . Конечно, такое дискриминационное требование не могло не оттолкнуть от движения армянское население города, которое и так в течение столетий находилось под тяжелым национальным и религиозным гнетом.

Необходимо отметить, что в руководстве восстания были деятели-мусульмане, которые отдавали себе отчет в необходимости для успеха движения объединения мусульман и христиан. Об этом свидетельствует прокламация, выпущенная эрзерумским комитетом осенью 1907 г. В ней содержался призыв к объединению всех «соотечественников-оттоман, желающих свободы и правосудия», как мусульман, так и христиан [87] . Однако, как уже отмечалось, такие деятели находились в меньшинстве.

События в Эрзеруме получили широкий отклик в других городах и селах Западной Армении, где под их влиянием отмечались массовые антиправительственные выступления. Наибольшего размаха они достигли в Ване, Битлисе, Муше. Именно здесь отмечается наиболее тесное сотрудничество между армянскими организациями, в частности партией Дашнакцутюн, и восставшим мусульманским населением, причем как турками, так и курдами. Как показывает изучение сохранившихся свидетельств участников и современников этих событий, здесь ведущую роль в их организации играла Дашнакцутюн, с которой координировали свою деятельность младотурки. Их заинтересованность в сотрудничестве с дашнаками объясняется тем обстоятельством, что они, как писал известный исследователь истории западных армян Левон Чормисян, «приписывали Дашнакцутюн необыкновенную силу и хотели воспользоваться ею» [88] . Вместе с тем, уже упоминавшийся М. Варандян, свидетельствовал, что в Ване их партия вела целеустремленную политику в турецкой среде, принесшую свои плоды. «После продолжительной и неутомимой работы местному органу Дашнакцутюн удалось перетянуть на свою сторону довольно большую группу передовой турецкой молодежи, с помощью которой мы распространяли свои идеи среди мусульманского турецкого и курдского населения» [89] . Таким образом, в результате взаимного стремления к согласию и сотрудничеству в Ване в 1906 – 1908 гг. удалось добиться единства в революционных действиях между местными армянами и мусульманами.

На начальном этапе выступлений жителей Вана в городе появились листовки на турецком языке, где содержался призыв к мусульманам последовать примеру армян и «присоединиться к их протестам» против беззаконий, творимых местными властями [90] . В дальнейшем, в результате деятельности активистов партии Дашнакцутюн Арама, Саркиса, Ишхана, Комса, Завена и других, удалось широко распространить среди жителей Вана, как армян, так и турок, идеи совместной революционной борьбы. По свидетельству одного из лидеров дашнакской партии в Ване «в умах царила мысль о том, что необходимо положить конец национальным движениям, подумать о перевороте в форме общегосударственной революции» [91] .

Единство революционных сил армян и турок, а также представителей курдов, получило также свое организационное оформление. Есть свидетельства о том, что в городе действовала террористическая организация, состоящая из турок и армян, которая осуществила ряд террористических актов [92] . В частности, в Батуми был убит бывший вали Ванского вилайета Али-бей, прославившийся своими жестокостями против мирных жителей [93] . Руководство этой организацией осуществляли два действующих в Ване комитета: партии Дашнакцутюн и младотурецкий [94] . Они координировали свою деятельность: выпускали совместно листовки с обращениями ко всем жителям, вне зависимости от их религиозной или национальной принадлежности, содержащие призывы к единым революционным действиям, восстанию и свержению абдулхамидовской деспотии, помогали друг другу в распространении получаемой из-за границы подпольной литературы на армянском, турецком, арабском языках [95] .

Плодом сотрудничества двух комитетов явилось издание газеты «Сабах-уль-Хайр» («Доброе утро»). Необходимо отметить, что в туркологической литературе об этой газете почти никаких сведений нет. Только В. И. Шпилькова, не указывая названия, пишет об «издаваемой младотурками на гектографе газете» [96] . О ней не упоминают в своих фундаментальных работах советские историки Ю. А. Петросян и А. Д. Желтяков. Эта газета не числится в составленном турецким исследователем Т. 3. Тунаёй списке младотурецких изданий [97] . Почти ничего не пишут об этой газете и другие турецкие историки [98] . Между тем, обращение к армянским источникам позволяет ввести в научный оборот ряд интересных подробностей, касающихся истории издания этой газеты.

Вот что писал в своих мемуарах вышеупомянутый Коме (В. Папазян), один из организаторов издания газеты «Сабах-уль-Хайр»: «Мы сочли момент очень удобным для печатания... периодической газеты на турецком языке. Посовещавшись с верными нам Хаджи Идрисом и Халилом, решили приступить к делу. Газета, которую назвали «Сабах-уль-Хайр», должна была выходить в две недели раз» [99] . Формально «Сабах-уль-Хайр» являлась органом действующего в Ване «Турецкого революционного комитета» [100] . Однако в ее издании решающую роль, по свидетельству того же Комса (В. Папазяна), играли члены дашнакского комитета. Назначенный ее редактором по просьбе Хаджи Идриса инспектор училища Шериф-эфенди был фактически подставным лицом [101] .

Сохранились свидетельства о содержании публикуемых газетой «Сабах-уль-Хайр» статей. Так, М. Варандян писал, что она пропагандировала идеи «мира и согласия» между христианами и мусульманами [102] . Современники считали даже, что она имела «социалистическую направленность» [103] . С первого же номера газета завоевала большую популярность и распространялась не только в восточных вилайетах страны, но и в столице [104] .

В армянской исторической литературе есть также факты, свидетельствующие о других формах сотрудничества дашнакского подпольного комитета в Ване с младотурками. Непосредственный участник событий тех лет М. Варандян писал впоследствии о том, что дашнаки и младотурки «часто предпринимали шаги к практическим действиям» [105] . В качестве примера он приводит следующий факт: федаины – армяне, действуя от имени как дашнакского, так и младотурецкого комитетов, «неоднократно преследовали (курдских) разбойников и возвращали отобранный у турецких и армянских крестьян скот» [106] . Комитеты также неоднократно обменивались попадавшей в их руки информацией, предупреждая друг друга о надвигающейся опасности. Так, турецкие союзники сообщали армянским революционерам о тайных решениях и планируемых действиях правительства против армян. В частности, благодаря им стало известно, что из Эрзерума посланы правительственные войска для расправы с армянским населением Вана, это дало возможность подготовиться к самообороне [107] .

Примечательно, что в ходе совместной борьбы между армянами и турками Вана возникло чувство боевой солидарности. Когда были произведены аресты среди турецких повстанцев и «впервые ванская тюрьма приняла... турецких политических «преступников» [108] , то, несмотря на пытки, ни один из них не выдал своих армянских соратников по борьбе [109] .

Армяне принимали активное участие также в антиправительственных массовых выступлениях в других городах. Так, по свидетельству младотурецкой газеты «Тюрк», армяне, наряду с греками, приняли «серьезное участие» в волнениях в Кастамону [110] . О «совместных выступлениях», организованных армянским и турецким комитетами в Тигранакерте (тур. Диарбекир), писал М. Варандян [111] .

В ходе этих народных движений устанавливалось единство действий не только между армянами и турками, но и греками, арабами, курдами. В частности, сохранились свидетельства участников этих событий, а также архивных документов об участии курдских крестьян в антиправительственных выступлениях [112] . Вместе с тем не стоит переоценивать степень их участия в этих выступлениях, как это делает Г. 3. Алиев [113] . Ведь в указанный период национально-освободительное движение курдского народа только-только зарождалось, а уровень его идейно-политической зрелости был крайне низок. К тому же, в Западной Армении, где в основном разворачивались указанные выше события, курды находились в меньшинстве по сравнению с армянами. При рассмотрении событий 1905 – 1908 гг. Г. 3. Алиев смешивает сепаратистские выступления отдельных крупных курдских феодалов с народными антидеспотическими, антиправительственными выступлениями широких трудящихся масс, возникших под влиянием русской революции и руководимых революционными комитетами [114] . Курдские крестьяне, не имевшие своих революционных организаций, находились под влиянием пропаганды армянских партий, а также младотурок.

Об успехах пропаганды армянских партий свидетельствуют следующие факты: курдские крестьяне свои жалобы на своих феодальных угнетателей направляли в редакции армянских газет, будучи уверенными, что именно они смогут наиболее действенным образом довести их до широкой общественности. Так, в издававшейся в Стамбуле газете «Азатамартик» («Боец свободы») была напечатана коллективная жалоба-прошение 124 курдов из Днар-бакырского вилайета [115] . Подобная жалоба из Алашкерта была получена и напечатана в газете «Арач» («Вперед»), выходившей в Эрзеруме [116] .

Выше уже неоднократно отмечалось, что дашнакские комитеты в ходе событий 1906 – 1908 годов координировали свою деятельность с младотурецкими группами. Эти группы разделяли идеи руководимой принцем Мехметом Сабахеддином организации «Общество частной инициативы и децентрализации». В частности, действовавшая в Ване группа младотурок, известная как «Турецкий революционный комитет» (ее органом, была газета «Сабах-уль-Хайр»), приняла, по свидетельству М. Варандяна принцип децентрализма [117] . О совместной пропагандистской деятельности группы Сабахеддина и армянских организаций в Малой Азии писал американский исследователь Э. Э. Рэмсор [118] . Такая линия группы Сабахеддина вытекала из ее общих программных установок, предусматривающих установление в борьбе против деспотического режима союза с революционными партиями и организациями нетурецких народов [119] . В газете «Теракки» («Прогресс») он отмечал, что «единение» горстки эрзерумцев помогло остановить новый зулюм по всей огромной стране [120] .

Имеется свидетельство, правда косвенное, о совместных действиях в Малой Азии дашнаков и возглавляемой Ахмедом Ризой группой «Общество «Единение и прогресс». В волнениях в Диарбекире активную роль играла созданная Зия Гёкальпом [121] подпольная организация, действовавшая как отделение «Обшества» [122] . По всей видимости, именно с ней координировали свою деятельность дашнаки во время «совместных выступлений» в этом городе [123] . Однако руководство группы Ахмеда Ризы, находившееся в Париже, не являлось сторонником совместных действий с армянскими партиями в Малой Азии. Об этом свидетельствует документ, подготовленный иттихадистами накануне конгресса антихамидовских сил в Париже, содержащий основные принципы их тактики на конгрессе и после него. В его пятом пункте содержится требование не допустить участие армян в «революционном движении» в Эрзеруме без получения предварительного согласия «Общества «Единение и прогресс»[124] . Руководство «Общества» было напугано тем, что в эти же годы наблюдался новый подъем национально-освободительного движения армянского народа в Западной Армении.

Освободительные выступления армян против Османского ига зачастую развивались параллельно с антиправительственными движениями, оказывая на них сильное влияние, побуждая их участников к более активным действиям [125] . В этих условиях партия Дашнакцутюн стремилась распространить свою пропаганду также на турецкую среду, вовлечь возникавшие младотурецкие группы в сферу своего идеологического воздействия. Так, в Ване «после продолжительной и неутомимой работы» местному отделению партии «удалось перетянуть на свою сторону довольно большую группу турецкой передовой молодежи», с помощью которой она распространяла свои идеи среди мусульманского (турецкого и курдского) населения [126] . Нами уже отмечалось, что созданная здесь же организация младотурок оказалась под воздействием дашнаков и приняла программу, очень похожую на дашнакскую [127] . Отказ руководства иттихадистов от сотрудничества с дашнаками в Западной Армении объясняется как их стремлением не дать хоть какой-то, даже самой малой, возможности им для усиления своих позиций, так и слабостью идеологической базы самих младотурок.

Таким образом, первая русская революция, пропаганда событий этой революции дала свои плоды. Под ее влиянием в Турции начались народные движения, направленные против режима Абдул Хамида. Впервые в истории Турции наблюдалось слияние национальной и социальной борьбы, направленной против монархии.

 

 
[1] Ленин В. И. Пробуждения Азии.—ПСС, т. 23, с. 146
[2] См., например, последнюю обобщающую работу: Гасратян М. А., Орешкова, С. Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции..., с. 144—145; В. И. Шпилькова в своей монографии, посвященной младотурецкой революции, приходит к заключению, что в Османской империи, начиная с 1905 г., была налицо революционная ситуация. См. об этом: Шпилькова В. И. Младотурецкая революция 1908—1909 гг. М„ 1977, с. 45—76.
[3] В этом году имели место бурные выступления армянского пролетариата на Кавказе против царского самодержавия.
[4] См.: С. Тигранян, Дашнакские депутаты во 2-й Госдуарственной Думе, Тифлис, 1907 г. (арм)
[5] См. об этом: Решения 4-го собрания А. Р. Даншнакцутюн, Женева, 1907 (арм)
[6] См.: Кнунянц Б. М. Избранные произведения. Ереван, 1958, с. 392; Сб.: Великий Октябрь и непролетарские партии. М., 1982, с. 249
[7] Текст См.: В «Бюллетене» для вступления во II Интернационал, составленном редакцией газеты «Дрошак» и представленном через Брюссельское международное бюро на Штутгартский конгресс, руководители дашнаков прямо указывали, что новая программа составлена под влиянием русской революции и развернувшихся в России революционных движений. См. в тексте «Бюллетеня» в: «Дрошак» 1910, №№ 7—9.
[8] См.: Там же.
[9] См.: Там же.
[10] См.: там же.
[11] См.: там же.
[12] См.: там же.
[13] См., например: Ленин В. И. Доклад об объединительном съезде РСДРП (письмо к петербургским рабочим). –ППС, т. 13, с. 59; Его же: Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905 –1907. – ПСС, т. 16, с. 381, 384; Его же: К истории национальной программы в Австрии и России – ПСС, т. 24, с. 315.
[14] См.: Дрошак, 1810, № 7 - 9
[15] См. текст «Бюллетеня» в: Дрошак, 1910, № 9
[16] Подробнее См. об этом в V главе настоящей работы.
[17] См.: Аветисян В. А. Зарождение марксистстко-ленинского этапа в развитии армянской общественной мысли. Ереван, 1967, с. 472 (арм)
[18] Пдробнее См. об этом там же: с. 473-486
[19] См.: Гнчак, 1904, № 4 - 5
[20] См.: Там же., 1903, №№ 6 и 7
[21] См.: Там же., №№ 7 и 8
[22] См.: Там же..
[23] См.: Там же., 1904, №№ 1 и 2
[24] См.: Гнчак, 1904, № № 4-5
[25] См.: Там же..
[26] См.: Гнчак, 1905, № 2.
[27] См.: Там же..
[28] См.: Там же..
[29] См.: Там же., 1905, № 8
[30] См.: Там же., 1908, № 8
[31] См.: Там же., № 8
[32] См.: Гнчак, 1906, 4.
[33] См.: Там же..
[34] Ленин В. И. Горючий материал в мировой политике.—ПСС, т. 17, с. 177.
[35] См.: Гнчак, 1906, 4.
[36] См.: Там же..
[37] См.: Там же..
[38] См.: Гнчак, 1906, 7.
[39] См.: Там же..
[40] См.: Там же., № 8.
[41] См.: Там же., № 12.
[42] См.: Гнчак, 1907, № 1.
[43] См.: Там же., № 2.
[44] См.: Там же., № 1.
[45] См.: Там же., № 5.
[46] См.: Там же..
[47] См.: Там же..
[48] Цит. по: Алиев Г. 3. Турция в период правления младотурок (1908—1918 гг.). М., 1972, с. 66.
[49] Нельзя сбрасывать со счетов также то обстоятельство, что в приграничных с Россией областях Турции распространялась также демократическая пресса на азербайджанском языке, в частности, юмористический журнал «Молла Насреддин». Однако и преувеличивать ее значение, как это делает Г. 3. Алиев, не стоит. К тому же, он не приводит достаточных фактов, подтверждающих свою точку зрения. См.: Алиев Г. 3. Турция в период..., с. 67—68
[50] См. об этом далее.
[51] Саркисян Е. К. Политика Османского правительства в Западной Армении и державы в последней четверти XIX и начале XX вв. Ереван, 1972, с. 217.
[52] См. в списке литературы в конце книги.
[53] В этом отношении выгодно отличается статья X. М. Цовикяна, не потерявшая своего значения и поныне. В ней исследованы материалы армянской прессы. См.: Цовикян X. М. Влияние русской революции 1905 года на революционное движение в Турции. В кн.: Советское востоковедение, т. Ill, M.—Л., 1945, с. 15—35.
[54] Так, например, Э. 3. Карал в своей многотомной «Османской истории», доведенной до кануна революции 1908 г., даже не упоминает о массовых движениях в Анатолии. См.: Karal E. Z. Osmanh Tarihi, с. VIII, Ank. 1962; Ничего не говорится о них также в изданной Турецким историческим обществом официозной «Истории». См.: Tarih, с. Ill, Ank. 1931; Ю. X. Баюр в первом томе (первого издания) «Истории турецкой революции» при изложении событий 1905—1908 гг. также не упоминает эти движения. См.: Bayur Y. H.Turk Inkilаbi Tarihi. Istanbul, 1940, с. 1, s. 180—223; Только в последующие издания он включил описание этих событий в Эрзеруме.
[55] См.: Kuran А. В. Osmanli Imparatoriugunda Inkilap Hareketleri ve Milli Mucadele. 1st., 1959, s. 393—395; Tunaya T. Z. Tiirkiyede Siyasi Partiler, 1859 – 1952. 1st, 1952, s. 142; Kutay С Prens Sabahattin Bey, Sultan II. Abdiilhamit, Ittihad ve Terakki..., s. 19.
[56] См.: Kars H. Z. Belgelerle 1908 Devrimi Oncesinde Anadolu. 1st., 1984.
[57] Из советских туркологов только В. И. Шпилькова писала о событиях в Битлисе в 1905 г., Однако, к сожалению, она не уделила внимания фактам совместных действий армян и мусульман города. См.: Шпилькова В. И. Младотурецкая революция 1908—1909 гг., с. 52. В монографии турецкого историка X. 3. Карса об этих событиях ничего не говорится.
[58] См.: История армянского народа. т. 6, с. 488
[59] См.: Там же..
[60] Текст см.: Internation socialist Konferensen 1917. Comite organisateur de la conference socialiste Internationale de Stockholm. Tidens Verlag, Stockholm, 1918, p. 267—267.
[61] См., например: Mardin S. Jon Turklerin Siyasi Fikirleri, 1895—1908, s. 35.
[62] См.: Tunaya T. Z. Turkiyede Siyasi Partiler..., s. 142; Kuran A. B. Osmanli Imparatorlugunda Inkilap Hareketleri ve Milli Mucadele, s. 393. Джемаль Кутай писал, что в организации восстания принимали участие и сторонники Ахмеда Ризы, входившие в «Общество Единение и прогресс». См.: Kutay С. Prens Sabahattin Bey, Sultan П. Abdulhamit, Ittihat ve Terakki..., s. 183.
[63] См.: Kuran A. B. Osmanli Imparatoriugunda..., s. 393; 2, k. IV, Ank., 1952, s. 81, и др.
[64] См.: Cevri. Inkilap Nicin ve Nasil Oldu? Misir, 1909, s. 35. (араб, шрифт).
[65] К такому же выводу пришел недавно молодой турецкий исследователь - X. 3. Карc. См.: Kars H. Z. Belgelerle..., s. 40-41.
[66] См.: ВарандянМ. Г. История А. Р. Дашнакцутюн, т. 1, с. 268
[67] Имена некоторых из них См.: Kars H. Z. Belgelerle..., s. 29—30, 38
[68] См.: Рубен. Воспоминания армянского революционера. т. 4., мир Тарона (1906, 1907, 1908), Лос-Анджелес, Калифорния, 1951, с. 228 (арм)
[70] См.: ВарандянМ. Г. История А. Р. Дашнакцутюн, т. 2, с. 4
[71] См.: Рубен. Воспоминания армянского революционера. т. 4., с. 228-229 (арм)
[72] См.: ВарандянМ. Г. История А. Р. Дашнакцутюн, т. 2, с. 40
[73] Папазян В., Мои воспоминания., Бостон, 1950, т. 1, с. 502
[74] См.: Erturk H. Iki Devrin Perde Arkasi. Yazan S. N. Tansu. 1st., 1957, s. 62. Впоследствии, в период правления младотурок, он был одним из руководителей «Тешкиляты махсуса» («Специальной организации»), сыгравшей роковую роль в осуществлении массового уничтожения мирного армянского населения.
[75] См. об этом. Шпилькова В. И. Младотурецкая революция..., с. 55—56.
[76] См.: ВарандянМ., Гордиев узел, Тифлис, 1907, т. 6, с. 42
[77] См.: Там же..
[78] См.: История армянского народа, Ереван, 1971 г, т. 6, с. 486
[80] См.: История армянского народа, Ереван, т. 6, с. 489
[81] См.: Kars H. Z. Belgelerie..., s. 37
[82] См.: Ibid., s. 38.
[83] См.: ВарандянМ. Г. История А. Р. Дашнакцутюн, с. 268
[84] См.: Шпилькова В. И. Младотурецкая революция..., с. 62.
[85] См.: История армянского народа, Ереван, т. 6, с. 490
[86] См.: Шпилькова В. И. Младотурецкая революция..., с. 59.
[87]Валуйский А. М. Восстания в Восточной Анатолии накануне младотурецкой революции (по материалам московских архивов), В кн.: Турецкий сборник. М., 1950, с. 63, а также: Шпилькова В. И. Младотурецкая..., с. 60.
[88] См.: Чормисян Л. Обзор вековой истории Западных армян, т. 2,
[89] См.: ВарандянМ. Возрождающаяся Отчизна и наша роль, с. 382
[90] См.: Гнчак, 1906, № 6.
[91] См.: Рубен. Воспоминания армянского революционера. т. 4., с. 228-229 (арм)
[92] См.: ВарандянМ. Г. История А. Р. Дашнакцутюн, т. 2, с. 4.
[93] См.: Там же..
[94] Этот комитет назывался «Турецкий революционный комитет». См.: Чормисян Л. Обзор вековой истории Западных армян, т. 2, 1878-1908, с. 360, М. Варандян писал, что его программа была, по существу, весьма схожа с программой дашнаков. См.: ВарандянМ. Возрождающаяся Отчизна и наша роль, с. 382
[95] См.: ВарандянМ. Возрождающаяся Отчизна и наша роль, с. 382
[96] См.: Шпилькова В. И. Младотурецкая..., с. 64
[97] См. этот список d: Tunaya Т. Z. Turkiyede..., s. 157—160
[98] Даже X. 3. Карс, посвятивший монографию антиправительственным выступлениям в Восточной Анатолии, накануне революции 1908 г., ни словом не упоминает об этой газете. Газету «Сабах-уль хайр» в числе армянских изданий, с которыми сотрудничала группа Сабахеддина, упоминает только И. X. Данишуменд: Danismend I. H. Izahli Osmanh Tarihi Kronolojisi, с. IV, 1st., 1947, s. 359.
[99] См.: Папазян В., Мои воспоминания..., с. 502
[100] См.: Чормисян Л. Обзор ..., с. 369
[101] См.: Папазян В., Мои воспоминания..., с. 502. По другим сведениям, Шериф-эфенди был Смотрителем имений (Emlаk Muduru) в расположенном недалеко от Вана cелении Арчеш (тур. Эрджили). См.: Чормисян Л. Обзор …, с. 369.
[102] См.: ВарандянМ. Возрождающаяся Отчизна и наша роль, с. 383
[103] Дарбинян А. Дни армянского освободительного движения (Мемуары 1890-1940), с. 167
[104] См.: Папазян В., Мои воспоминания..., с. 503, Чормисян Л. Обзор ..., с. 369
[105] См.: Варандян М. Возрождающаяся Отчизна и наша роль, с. 383
[106] См.: Там же..
[107] См.: Чормисян Л. Обзор ..., с. 369-370
[108] См.: Варандян М. Г. История А. Р. Дашнакцутюн, т. 2, с. 4
[109] См.: Internation socialist..., p. 268.
[110] См.: Turk, Kahire, 8 Mart 1906, № 121, цит. по: Kars H. S. Belgelerle...,s. 69.
[111] См. об этом: ВарандянМ. Г. История А. Р. Дашнакцутюн, т. 2, с. 4
[112] См. об этом: ВарандянМ. Г. История А. Р. Дашнакцутюн, т. 2, с. 268, См.: Папазян В., Мои воспоминания..., т. 1, с. 503, Лазарев М. С. Курдистан и курдская проблема..., С. 111 —116, К. Сасуни. Христ.-национальные движения и армяно-курдские отношения (в веках и по сей день).
[113] См.: Алиев Г. 3. Турция..., с. 72.
[114] Примечательно, что и сам Г. 3. Алиев вынужден сделать оговорку, что «в большинстве районов Турецкого Курдистана (т.е. Западной Армении – М. К.) руководителями движения были феодальные вожди, преследовавшие свои корыстные цели и ориентировавшиеся главным образом на помощь и поддержку империалистических держав». См.:. Алиев Г. 3. Турция..., с. 72.
[115] См.: Варандян М. Возрождающаяся Отчизна и наша ..., с. 385
[116] См.: Там же..
[117] См.: Варандян М. Возрождающаяся Отчизна и наша ..., с. 382
[118] См.: Ramsaur E. E. The Young Turks..., p. 131.
[119] См. об этом V главу настоящей работы.
[120] См.: Bayur Y. H. Turk Inkildbi..., 11, к. IV, s. 82
[121] Впоследствии, после революции 1908 г., один из идеологов младотурок, член ЦК.
[122] См.: Kars H. Z. Belgeierle..., s. 47
[123] См.: ВарандянМ. Г. История А. Р. Дашнакцутюн, т. 2, с. 4
[124] См.: Bayur Y. H. Turk Inkilabi.... с. 1, к. I, s. 390
[125] О народных освободительных движениях в Западной Армении См.: История армянского народа, т. 6, с. 487-493
[126] См.: Варандян М. Возрождающаяся Отчизна и наша ..., с. 382
[127] См.: Там же..
 
   
    Главная    
Назад Оглавление Вперед
    Гостевая    
   
Hosted by uCoz