Главная    
Назад Оглавление Вперед
    Гостевая    
   
 
Глава I.
КЯТИБ ЧЕЛЕБИ И ЕГО ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРУДЫ
 

Наиболее значительного развития средневековая историография в Османской империи достигла в XVII в. В это время появляется ряд обстоятельных сочинений по истории Османской империи; их авторы, нащупывая тенденции упадка империи, выступают со своими научно-критическими суждениями о происходящих событиях. В отличие от компилятивных трудов, обычных для предшествовавших авторов, некоторые историки XVII в. проявляют стремление к анализу событий эпохи, которая знаменовала начало кризиса и упадка Османской империи, несмотря на кажущееся ее могущество.
К числу образованнейших людей того времени относится и Кятиб Челеби, известный не только как выдающийся историограф Турции первой половины XVII в., – он внес несомненный вклад в развитие в Турин» и таких наук, как география, библиография, философия и другие. Его труды широко используются в исследованиях советских историков[4]. Что же касается турецких историков, то они считают, в частности, что Кятиб Челеби открыл Турции западную культуру[5]. Он уделял большое внимание переводам и широко использовал в своих трудах сведения из нетурецких произведений, особенно географических. В предисловии к трудам «Мизан ал-хакк» («Мерило справедливости») и «Дюстур ал-амал ли ислах ал-халал» («Указатель образа действия для исправления неурядиц») Кятиб Челеби восхвалял науку и философию, доказывал необходимость развития естественных наук, осуждал отсталость и суеверие, существовавшие в то время в стране[6]. Он прилагал большие усилия, чтобы использовать все то новое, что появлялось тогда в науке Запада.
Характеризуя мусульманскую литературу, академик В. В. Бартольд дает следующую оценку трудам Кятиба Челеби: «К XVII в. относится деятельность Кятиба Челеби, написавшего, между прочим, обширный библиографический труд по всем отраслям литературы и науки; из других его трудов особенно замечательно географическое сочинение, представляющее первую попытку сопоставить данные европейской географической науки с данными мусульманской»[7]. Такую же характеристику трудов Кятиба Челеби дает академик И. Ю. Крачковский, который в своем исследовании о турецкой географической литературе называет его ученым-полигистром, географом и считает выдающимся деятелем турецкой литературы. Он писал, что добросовестность Кятиба Челеби «не позволяла ему закрывать глаза на те влияния и факты, которые шли с Запада; в меру своих знаний он старался привлекать все полезное, что в них находил, не боясь упреков и новшеств, а может быть даже обвинений в ереси».[8]
Кятиб Челеби был представителем своего времени и определенной социальной среды. Поэтому в своих политических воззрениях он выступал сторонником феодального класса, и его критическое отношение к современному ему обществу происходило из стремления содействовать восстановлению былой мощи Османской империи. Он принимал участие в собрании, созванном по указу султана Махмуда IV (1648 – 1687) для пересмотра бюджета империи и разрешения других внутренних вопросов. В «Фезлеке» он писал: «Тогда (т. е. в 1063/1652) ваш покорный слуга был также включен в число участников совещания. [После этого]я написал трактат под названием «Дюстур ал-амал ли ислах ал-халал». [Увидев], что нет подходящих личностей, я никому не показал [свой труд]. Но потом, когда Хюсейн-заде эфенди стал шейх-ул-исламом, он заставил переписать этот трактат и представить султану. [Затем]мне сказали: «Мы читали ваш трактат падишаху». Но так как сей недостойный (т. е. Кятиб Челеби. – Л. Я.) узнал, что [все]останется без последствия, то и не стал вникать в дело. Пусть другой падишах займется им»[9].
Не встретив понимания падишаха, Кятибу Челеби приходилось сталкиваться со многими противниками из среды духовенства, которые отвергали все то новое в его взглядах, что противоречило их корыстным интересам и некоторым религиозным догмам, хотя сам Кятиб Челеби был человеком верующим[10]и стремился, например, в своем знаменитом географическом труде «Джихан-нюма» примирить достижения европейской науки, в том числе новую систему Коперника, с кораническими представлениями о сотворении мира.
Биографические сведения о себе Кятиб Челеби дает в основном в конце первой части своего труда «Сулам ал-вусул ила табакат ал-фухул» («Приближение к разрядам знатных мужей») и в конце книги «Мизан ал-хакк»: «Имя мое – Мустафа, сын Абдуллаха. Родился в Стамбуле. По вере принадлежу к ханефитам, а по нраву следую Ишракиям. Среди улемов упоминаюсь под именем Кятиба Челеби, а в Диване как Хаджи Халифе… По словам матери, родился в месяце зу-л-ка' де 1017 г. (февраль 1609 г.). Мой отец [по имени]Абдуллах находился на службе при султанском дворе, где, получив соответствующую должность, был включен в группу силяхдаров. В этой должности он принимал участие в походах...»[11].
В возрасте от 6 до 14 лет Кятиб Челеби обучался чтению Корана. В 14 лет начал изучать арифметику у одного из анатолийских «счетоводов». За короткий срок он приобрел специальность счетовода. В 1624 г. вместе с отцом Кятиб Челеби принял участие в подавлении восстания Абаза-паши. После Багдадского похода в 1626 г. в Мосуле он похоронил отца и возвратился в Диярбакыр. Будучи назначен секретарем канцелярии (отчего и получил прозвище Кятиб) кавалерийского корпуса, Кятиб Челеби направился в Стамбул. В Стамбуле он аккуратно посещал уроки шейха Кади-заде, оказавшего на него огромное влияние. Он первый вызвал в Кятибе Челеби интерес к наукам. Однако из-за длительных войн Турции с Ираном и Австрией Кятиб Челеби не смог получить систематического образования. Так, известно, что в 1629 г. в составе османских войск, возглавляемых Хусрев-пашой, Кятиб Челеби направился в поход на Хамадан и Багдад. В 1634 г. он опять находился в составе турецкого войска, которое было направлено в Халеб на зимовку[12]. Воспользовавшись этим, он совершил паломничество в Мекку. Во время пребывания в Халебе Кятиб Челеби не переставал интересоваться наукой, изучал местные рукописные собрания, делал записи и приобретал книги. В 1635 г. под командованием султана Мурада IV он участвовал в большом персидском походе и стал очевидцем осады Еревана и его захвата.
Вернувшись после окончания похода в Стамбул. Кятиб Челеби вышел в отставку и начал изучать различные науки. Одновременно он преподавал своим ученикам геометрию, астрономию, географию, физику. «Предмет его природной склонности составляли книги и наука, которых он не покидал нигде и никогда в течение всей своей жизни. Это был тип турецкого ученого, прошедшего все ученые степени и системы, составляющие программу восточно-мусульманской мудрости»[13]. Собрав огромный материал и будучи очевидцем исторических событий того времени, Кятиб Челеби до самых последних дней жизни занимался историографией и другими науками. Умер он 6 октября 1657 г. в возрасте 48 лет, оставив ряд трудов историографического и иного характера. Ниже мы попытаемся дать краткую характеристику важнейших трудов Кятиба Челеби:

  1. «Фезлекет аквал ал-ахиар фи-илм ал-тарих ва'л-ахбар» («Краткое изложение лучших высказываний в области летописания и исторических рассказов») – первое произведение Кятиба Челеби. Оно написано в 1641 г. на арабском языке и представляет собой «всеобщую историю» с последовательным изложением событий, происходивших с начала хиджры до времени автора. Рукопись до сих пор не издана и находится в Стамбуле в публичной библиотеке Баязета[14].
  2. «Сулам ал-вусул ила табакат ал-фухул» («Приближение к разрядам знатных мужей») на арабском языке. Автор начал работать над этим сочинением в 1643 г. и закончил его в 1649 г. В рукописи приводятся биографические данные о знаменитых людях, о занимаемых ими должностях и их общественной деятельности. Единственный экземпляр находится в библиотеке Шехид Али-паши (Стамбул) под номером 1877[15].
  3. «Тухфат ал-кибар фи асфар ал-бихар» («Подарок великим относительно походов на море»), написанный в связи с началом войны за завоевание острова Крита в 1645 г. Имея в виду ослабление мощи османского флота, Кятиб Челеби напоминал о былом его могуществе, морских походах Хайр ад-дина Барбароса. Пири Ре'иса и других. В этом труде приводятся сведения о многих событиях, происходивших на море и отчасти на суше. Интересно, что «Тухфат ал-кибар» была второй книгой, напечатанной в типографии Ибрагима Мутеферрика[16]в 1729 г. В ней имеется много вставок самого издателя, трудно отличимых от текста Кятиба Челеби; книга снабжена морскими картами, переиздана в 1913 г. в Стамбуле[17].
  4. «Таквим ат-теварих» («Упорядочение истории») – хронологический труд Кятиба Челеби, составленный в 1648 г. в течение двух месяцев, в котором в «хронологическом порядке», изложены важнейшие события истории от сотворения мира до времени автора; особое внимание уделено истории османов, их военных походов, завоеваний, вступления на престол султанов, даты кончины знаменитых людей и т. д. Будучи представленным великому везиру Коджа Мехмед-паше, это сочинение послужило поводом присвоить Кятибу Челеби звание халифа второго ранга. «Таквим ат-теварих» впервые с некоторыми приложениями был издан в 1733 г.[18]Автор одного из первых многотомных исследований по истории Османской империи И. Хаммер отмечает, что без этой книги многие факты истории Османской империи остались бы во мраке неизвестности[19].
  5. «Кашф аз-зунун ан ал-асами кутуб ва'л-фунун» («Раскрытие мнений относительно названий книг и отраслей наук») представляет собой написанный на арабском библиографическо-энциклопедический труд, касающийся всей литературы, так называемого мусульманского мира на арабском, персидском и турецком языках. Литературные сочинения расположены в алфавитном порядке и охватывают 14500 названий и 10000 имен авторов и комментаторов. Материалы для этого труда собирались Кятибом Челеби почти 20 лет. В комментариях к произведениям отдельных авторов даются сведения о времени их написания, содержании и структуре, а также биографические сведения об авторе. «Кашф аз-зунун» высоко оценен как на Востоке, так и на Западе. Впервые это сочинение было издано в 7 томах в Лейпциге немецким ориенталистом Г. Флюгелем (1835 – 1858); в 1941 г. переиздано в Анкаре[20].
  6. «Дюстур ал-амал ли-ислах ал-халал» («Указатель образа действия для исправления неурядиц») – трактат, написанный с целью выявления основных причин ослабления Османской империи, определения способов преодоления экономического кризиса и разложения военно-ленной системы. Кятиб Челеби останавливается главным образом на положении крестьянства – реайи, разложении армии и на причинах роста дефицита в государственной казне. Этот любопытный источник впервые был напечатан в газете «Тасфир-и эфкяр» (1863, №122 – 127) и в дальнейшем издан отдельной книгой одновременно с известным сочинением Айны Али «Каванин-и ал-и осман» в 1866 г.[21]
  7. «Илхам ал мукаддес мин ал-фейз ал-акдес» (Божественное откровение от щедрот Всеблагого) – религиозный трактат, в котором Кятиб Челеби рассматривает главным образом вопросы религиозной этики. В виде фотофаксимиле рукопись была впервые опубликована в книге «Кятиб Челеби. Исследование о его жизни и трудах». К ней предпослана вводная статья и одна современная транскрипция турецкого текста издателя Б. Н. Шахсувароглу[22].
  8. «Мизан ал-хакк фи ихтияр ал-ахакк» («Мерило справедливости относительно могущества Наисправедливейшего»). В этой написанной на турецком языке в 1656 г. книге большое место отведено вопросам общественной жизни страны, показаны быт и нравы народа; в ней Кятиб Челеби защищает прогрессивные идеи, критикует суеверие и отсталость; этот источник по частям был опубликован в газете «Тасвир-и Ефкяр» в 1858 – 1864 гг. (№175 – 210).

В числе сочинений Кятиба Челеби особый интерес для нас, как отмечалось, представляют «Джихан-нюма» и «Фезлеке». Поэтому обратимся к рассмотрению этих ценных источников по истории и исторической географии Армении.

 

[4] В. Д. Смирнов , Кочибей  Гёмюрджннский и другие османские писатели XVII в. о причинах упадка Турции, СПб., 1873. стр. 13, 18; его же, Очерки истории турецкой литературы, СПб., 1891, стр. 68; А. С. Тверитинова, Восстание Кара Языджи-Дели Хасана в Турции, М.—Л., 1946, стр. 17—18; А. Д. Новичев, История Турции эпохи феодализма XI—XVIII вв.. Л., 1963; У. X. Наджарян, Турецко-иранские отношения в XVI в. и в первой половине XVII в. и Армения, Ереван, 1961; М. К. Зулалян, Движение джелалиев и положение армянского народа в Османской империи (XVI, XVII вв.), Ереван, 1966 (арм. яз.) и др.
   
[5] I. H. Danismend, lzahlt Osmanli tarihi kronolojisi, с. 3, Istanbul, 1950, s. 423.
   
[6] В начале «Фезлеке» Кятиб Челеби пишет следующее: «Некоторые недостаточно грамотные [люди]предполагали, что до начала тысячного года [хиджры]произойдет страшный суд или если исполнится 1000 год, то он не перейдет 30-го [дня]- лунного года. По этому поводу были написаны некоторые необоснованные, и даже ложные предсказания. Однако уже прошел [упомянутый]период лунного года, а могила пророка ислама существует. Кроме того, хотя эти предсказания были против законов шариата, многие игнорировали это и записали их в своих книгах. Тем не менее, выяснилось, что это была явная ложь».
Кятиб Челеби выступал также против посещения обители дервишей и других святых мест, отвергал многие суеверные обряды. См.: О. S- Goryay, Katip Celebi, Hayati, sahsiyeti, eserleri. „Katip Celebi, Hayati ve eserleri hakkinda incelemeler, Ankara, 1957, s. 16-(в дальнейшем -.Katip Celebi").
   
[7] В. В. Бартольд, Культура мусульманства. Птг., 1918. стр. 104.
   
[8] Я. Ю. Крачковский, Избр. соч., т. IV, М.—Л, 1957, стр. 601.
   
[9] «Фезлеке», т. 2, стр. 384.
   
[10] См.: О. S. Goryay, Katip Celebi, s. 12
   
[11] Цит. по кн. "Kesf el-zunun, nesri Serefettin Yaltkay", Ankara, 1941, s. 17.
   
[12] См.: F. Babinger, Die Geschichtschreiber der Osmanen und thre Werke, Leipzig, 1927, s. 195.
   
[13] В. Д. Смирнов, Очерки истории..., стр. 68.
   
[14] См.: М. Н. Inanc, Fezleket ekval el-ahyar hakkinda, „Katip Celebi„, s. 16
   
[15] См.: О. S. Gokyay. Katip Celebi, hayati, sahslyetl, eserleri, „Katip Celebi" s. 57.
   
[16]
   
[17] О существующих рукописях «Тухват ал-кибар» и вообще о других рукописях сочинений Кятиба Челеби См.: О. S. Gokyay, Katip Celebi, s. 47; F. Babinger, Die Geschichtschreiber..., s. 195.
   
[18]
   
[19] Von Hammer, Geschichte des Osmanischen Reiches, t. 6, Pest, 1827—1835, s. 45.
   
[20] "Kesf el-zunun, nesri Serefettin Yaltkay", Ankara, 1941.
   
[21]
   
[22] B. H. Sehsuvaroglu, Ilham-al mukaddes min al feyz-al akdes risalesi ve Katip Celebi’nin ilni zihniyetihakkinda bir kac soz, “Katip Celebi”, s. 141
   
   
   
 
 
   
    Главная    
Назад Оглавление Вперед
    Гостевая    
   
 
 
 
 
Hosted by uCoz